“Сцений” Web3
Мы живем в исключительное время. Все мы являемся частью первого глобального, рожденного в интернете коллективного гения.
В нашей истории было несколько сочетаний места и времени, вклад которых в прогресс человечества был настолько велик, что это заставляло ученых ломать голову над причинами этого явления.
В 1997 году историк Дэвид Бэнкс писал в своей работе “The Problem of Excess Genius”:
По логике вещей, ответив на этот вопрос мы сможем воспроизвести эти продуктивные условия по желанию. Но в своем эссе Бэнкс пришел к выводу, что никто толком не объяснил это явление, отчасти потому, что “по существу, на это не было направлено никаких научных усилий”.
Двадцать три года спустя Тайлер Коуэн и Патрик Коллисон выявили то же явление в своем эссе “We Need a New Science of Progress“:
Они призывали к созданию новой научной дисциплины — “исследования прогресса”, которая “изучала бы успешных людей, организации, институты и культуры, и пыталась бы разработать политику и рекомендации, которые помогли бы нам более эффективно генерировать прогресс в будущем”.
Список проблем, которые сейчас стоят перед человечеством весьма внушителен: изменение климата, неравенство, стихийные бедствия, образование и многое другое. Мы не можем оставить решение этих сложных вопросов на волю случая. Понимание продуктивных исторических периодов может помочь нам понять, как организовать себя таким образом, чтобы максимизировать наши шансы на решение стоящих перед нами проблем.
И, когда речь заходит об этом, мы раз за разом вспоминаем одни и те же знаменательные периоды в нашей истории.
- Древняя Греция.
- Флоренция эпохи Возрождения.
- Елизаветинская Англия.
- Северная Англия во время промышленной революции.
- Кремниевая долина.
Эти сочетания времени и места порождают новые идеи, новые формы искусства, новые экономические структуры и новые технологии поразительного масштаба, качества и долговечности.
Можно ли назвать это простой случайностью? Могло ли такое большое количество гениев случайным образом родиться в одном месте и в один короткий промежуток времени?
Над тем же вопросом задумывался и британский эмбиент-музыкант Брайан Питер Джордж Сент-Джон ле Батист де ла Саль Ино (далее “Брайан Ино”). Однако он меньше размышлял о науке и больше о вибрациях. Он был не согласен с идеей о том, что “одаренные личности появляются из ниоткуда и освещают путь, которому нам — простым людям, остается лишь следовать”.
В письме своему другу Дейву Стюарту, опубликованном в его книге 1996 года “A Year With Swollen Appendices”, Ино писал:
Я предпочитаю верить, что мир постоянно трансформируется коллективными усилиями всех его обитателей: что это совместное предприятие.
В письме Ино приводил в пример такие культурные явления, как дадаизм во Франции, американскую экспериментальную музыку конца 50-х и 60-х годов и панк 70-х годов. Он также предположил, что было бы “интересно включить в этот список сцены, не связанные непосредственно с искусством — например, историю эволюции Интернета”.
Оказывается, сцений проявляется на протяжении всей нашей истории в этих удивительно продуктивных местах. Это лучшее объяснение “избыточной гениальности” из тех, что я встречал до сих пор. По словам Кевина Келли, чью концепцию “сцения” мы рассмотрим чуть позже, “сцений — это то же самое, что и гений, но он встроен в целую сцену, а не в гены одного человека”.
Проясним некоторые термины, которые мы будем использовать в этой статье: “сцений” — это концепция общественного гения, но мы также будем писать это слово с большой буквы для описания вышеупомянутых сочетаний времени и места. Сцений с большой буквы — это имя собственное; сцений с маленькой буквы — это имя нарицательное. Древняя Греция была Сцением. Эпоха Возрождения была Сцением. Кремниевая долина это Сцений.
Исторически сложилось так, что сцений был привязан к месту и ограничен им.
В начале прошлого года, еще до пандемии, я решил написать свое самое длинное на сегодняшний день эссе. В нем я задавался вопросом: может ли возникнуть Интернет Сцений, который бы не был ограничен физическими рамками и, следовательно, привел бы нас к большему прогрессу, чем все, что было до него?
В эпоху Возрождения во Флоренции проживало около 100 000 человек… если умножить это на 79 000, получится ли у нас в 79 000 раз больше хороших идей? Будут ли эти идеи еще лучше благодаря большему количеству связей и более активным интеллектуальным баталиям.
Я начал исследовать эту тему в феврале 2020 года и быстро разочаровался в идее. Мне казалось, что Сцений не может существовать в онлайне по трем причинам:
- Мы были до сих пор неспособны воспроизвести в цифровой среде магический дух товарищества, свойственный реальному общению.
- У нас не было ни общей цели, ни общего “врага”, которые могли бы объединить людей по всему миру (нет, о крипто-мире я не забыл. Посмотрим, что будет дальше).
- До настоящего момента не было ничего, что могло бы подтолкнуть нас к созданию новых форм творчества, коммуникации и сотрудничества.
А затем началась пандемия COVID. Это стало величайшей катастрофой, которую человечество коллективно пережило со времен второй мировой войны. Пандемия нанесла огромный урон мировой экономике и человеческим жизням. Но я оптимист, и когда я писал “Conjuring Scenius“, я понял, что это также может вывести нас из тупика и создать условия для возникновения глобального интернет-сцения.
Многое, из того что я написал в том эссе, сейчас вызывает у меня неловкость, и мне кажется, что местами я перегнул палку. Но предсказание было чертовски точным:
Спустя почти полтора года с тех пор как я опубликовал ту статью, вокруг нас расцвел Сцений: глобальный, а не локальный, теперь ограниченный лишь рамками времени, но не пространства. А его сценой стал Интернет.
С момента начала пандемии нам удалось перенести большую часть наших рабочих процессов и коммуникации в цифровую среду, неограниченную географией. Мы создали новые экономические модели и структуры стимулирования, добились значительных успехов в области здравоохранения, климата, финансов, образования и многого другого. Этот Сцений также создает инструменты, благодаря которому в будущем другие Сцении будут появляться чаще.
Отчасти, причина того, что мы сейчас продуктивны как никогда заключается в том, что, согласно “закону ускоряющейся отдачи”, технологическое развитие происходит экспоненциально (я писал об этом в Compounding Crazy). Но я думаю, что дело не только в этом.
С февраля я пишу серию статей о том, какое влияние web3 оказывает на культуру, работу и на то, как мы взаимодействуем друг с другом.
В эссе “Власть Человеку” я писал о том, как благодаря технологиям люди становятся новыми атомными единицами коммерции. В Большой Онлайн Игре речь шла о том, как интернет стирает для этих людей грань между работой и игрой. В The Cooperation Economy я писал о том, как мы все объединяемся, чтобы сыграть в эту игру.
А в этом эссе мы поднимемся на уровень выше, чтобы выяснить, как все это складывается воедино: мы все часть великого глобального Сцения. У нас все получится! Давайте назовем это Сцением WAGMI (англ. “we are gonna make it” — “у нас все получится”).
Когда я готовился писать это эссе, у меня было смутное представление о том, что в основе этого нового Cцения будет лежать web3. Однако, я не ожидал того, что web3, похоже, станет основным инструментарием для создания Сцения.
Web3 – это больше, чем финансовые спекуляции. Это инструменты, которые позволяют стимулировать сообщества людей таким образом, чтобы пробудить их коллективного гения. В этом эссе мы будем в основном говорить о web3, поскольку это отлично вписывается в концепцию Сцения. Однако Сцений WAGMI не ограничивается лишь web3.
Уже созрели необходимые условия для прогресса, и культура объединяется вокруг тех же идеалов, которые определяли Сцениев прошлого, но на этот раз в этом участвует весь земной шар.
Результаты могут быть непредсказуемы, но в конечном счете, я все еще верю, что в будущем историки будут рассматривать этот период как самый продуктивный и творческий в истории человечества на сегодняшний день. Кроме того, модели, которые мы разрабатываем сегодня, могут сыграть решающую роль в том, как мы будем управлять новыми пространствами: космосом и Метавселенной.
Это эссе — попытка поместить… все… в исторический контекст и попытаться понять, к чему это приведет. Чтобы понять, что происходит, почему это происходит и как нам внести в это свой вклад, мы коснемся следующих тем:
Сцений — это одна из тех вещей, про которые говорят “я узнаю это, когда увижу”. Однако существует также ряд экзогенных и эндогенных факторов, которые питают сцения и дают нам возможность идентифицировать его.
Деконструкция Сцения
Существует два вида факторов, которые способствуют возникновению продуктивного Сцения:
- Экзогенные факторы являются предпосылками, находящимися вне контроля самой сцены.
- Эндогенные факторы — это то, что делает сцена и как она себя ведет, ее ритуалы и нормы.
Первая группа факторов — это удача, то есть такая окружающая среда, которая в данный момент времени поспособствует возникновению Сцения. Вторая группа – это то, что участники “сцены” будут делать с этой удачей, чтобы максимально использовать доступные возможности. Давайте начнем с экзогенных факторов.
Экзогенные факторы
В конце своей книге об “избыточной гениальности” Дэвид Бэнкс был разочарован тем фактом, что мы так слабо продвинулись в понимании того, почему “очаги гениальности” порой возникают на карте в определенное время и в определенном месте.
Наконец, пятнадцать лет спустя, в статье Wired от 2012 года , автор Джона Лерер предложил ответ на этот вопрос, сославшись на работу нобелевского лауреата Пола Ромера о мета-идеях или идеях, которые поддерживают распространение других идей.
Он выделяет три таких мета-идеи, которые были свойственны периодам “избыточной гениальности”, таким как Флоренция эпохи Возрождения или Елизаветинская Англия:
- Смешение людей: в прошлом все кластеры талантов были коммерческими торговыми центрами, что позволяло разным людям обмениваться идеями.
- Образование: каждая из “процветающих культур”, которые исследовал Лерер, “была пионером новых форм преподавания и обучения”. Во Флоренции это был расцвет модели “ученик-мастер”; в Елизаветинской Англии это была попытка властей дать образование мужчинам среднего класса, таким как Уильям Шекспир, сын неграмотного перчаточника.
- Институты, которые поощряют риск: во Флоренции была семья Медичи, а “Шекспиру повезло, что его странные трагедии пришлись по душе королевскому двору”. Богатые благотворители давали творческим людям простор для развития (этот фактор является промежуточным).
В эссе Conjuring Scenius я пытался добавить в этот “котел” еще несколько ингредиентов. И один из них, судя по всему, предшествовал большинству крупных исторических Сцениев: катастрофа.
Смотрите сами:
Эпохе Античной Греции предшествовали Темные Века — почти четырехсотлетний период последовавший за закатом Бронзового Века. Можно провести прямую связь между Второй мировой войной и развитием MIT, Bell Labs, и, в конечном счете, кремниевой долины. “Клуб кожаных фартуков” вырос из войны за независимость США. Ренессанс возник после падения Западной Римской империи и пандемии Бубонной чумы.
Сцений | Территория | Начало | Конец | Предшествующее событие |
Древняя Греция | Греция | 770 год д.н.э. | 320 год д.н.э. | Темные века |
Империя Тан | Китай | 610 год | 900 год | Распад империи Суй |
Елизаветинская эпоха | Англия | 1550 год | 1600 год | Реформация и борьба между католиками и протестантами |
Флорентийское Возрождение | Италия | 1300 год | 1600 год | Бубонная чума и распад Западной Римской Империи |
Эпоха Просвещения | Европа | 1680 год | 1810 год | Эпоха Возрождения |
Шотландское Просвещение | Шотландия | 1730 год | 1790 год | Якобитское восстание, объединение Англии и Шотландии |
Клуб кожаных фартуков | США | 1720 год | 1780 год | Война за независимость |
Промышленная революция | Великобритания | 1760 год | 1840 год | Зарождение капитализма (после шотландского Просвещения) |
Вена конца XIX века | Австрия | 1880 год | 1920 год | Социальные и политические трения |
«Сумасшедшие двадцатые» | Франция | 1920 год | 1930 год | Первая Мировая Война |
Кремниевая долина | США | 1950 год | 2020 год | Вторая Мировая Война, война во Вьетнаме |
Почему Сцений возникает из катастрофы? В приведенной выше таблице лишь двум периодам не предшествовала катастрофа — они использовали импульс предыдущего Сцения и использовали его результаты в качестве строительных блоков.
Во-первых, катастрофа фокусирует энергию, внимание и талант. Правительству США пришлось привлечь самые яркие умы страны, чтобы разработать новые технологии для поддержки военных усилий. Эти технологии, такие как транзисторы, выпущенные в Bell Labs, легли в основу кремниевой долины.
Во-вторых, кризис приносит потрясения, нарушает привычный уклад жизни и требует создания новых решений. Когда все привычное рушится, появляется место для роста новых идей и структур. Благодаря “Клубу кожаных фартуков” Бенджамина Франклина были созданы первая добровольческая пожарная компания, публичная библиотека и первое в Соединенных Штатах философское общество, а также основан Пенсильванский университет.
В-третьих, катастрофа объединяет людей так, как это сложно сделать в мирное время. В своей книге Племя, Себастьян Юнгер пишет следующее:
Даже когда катастрофа позади, похоже, есть некий остаточный эффект, благодаря которому новые каналы сотрудничества продолжают приносить плоды.
Эти четыре фактора — смешение людей, новые образовательные модели, институты, поощряющие риск и катастрофы — создают почву для возникновения Сцения. Затем в дело вступают эндогенные факторы, и сцена должна сделать свое дело.
Эндогенные факторы
Спустя десять лет после того, как Брайан Ино определил сцения и придумал сам термин, Кевин Келли из Wired популяризировал его в техническом сообществе и сформировал вокруг него свою концепцию. В 2008 году, в посте в своем блоге, Келли рассмотрел некоторые исторические примеры этого явления и описал четыре фактора, которые питают сцения после того, как он обретает почву под ногами:
- Взаимное признание: коллектив одобряет рискованные шаги и ценит тонкость, а дружеское соревнование подстегивает застенчивых. Сцения можно рассматривать как лучшую форму давления со стороны коллектива.
- Быстрый обмен инструментами и техниками: любое новое изобретение незамедлительно выставляется напоказ и становится достоянием общественности. Идеи перемещаются быстро, поскольку это происходит в рамках одной чувственной и языковой парадигмы.
- Сетевые эффекты успеха: когда кто-то бьет очередной рекорд или происходит грандиозный прорыв, этот успех принадлежит всей сцене целиком. Это дает сцене возможность добиваться дальнейшего успеха.
- Локальная терпимость к новшествам: локальная “внешняя среда” не слишком сильно сопротивляется тем, кто нарушает правила сцены. Эта буферная зона защищает индивидуалистов и нон-конформистов.
Четыре фактора Келли присутствуют в любом сцении, от чисто художественной сцены до чего-то столь же локального и специфического, как Лагерь 4 в национальном парке Йосемити. В своем эссе я добавил к этому списку еще четыре фактора, которые, судя по всему, питали все великие Сцении прошлого. Одним из них было возникновение из катастрофы, описанное мной выше, а остальные три являются эндогенными факторами, которые усиливают Сцения:
- Конкуренция: здоровая конкуренция закаляет новые идеи в рамках безопасной среды и подталкивает участников сцены к достижению большего и лучшего. Древнегреческие философские школы соревновались на “рынке идей”, а конкуренция между Микеланджело и Леонардо (художниками, а не черепашками-ниндзя) повысила статус искусства в культуре и подтолкнула их обоих к развитию своего ремесла.
- Ритуалы, привязанные к месту: сцена нуждается в декорациях. Члены “клуба кожаных фартуков” собирались в баре, а Инклинги — в пабе “Орел и ребенок”. Художники Мотауна встречались в детройтских домах, а художники ренессанса — в “боттегах”. Такие места для неформальных собраний объединяют в себе все четыре “ингредиента”, описанных Келли.
- Разнообразие идей и жизненного опыта: новые идеи формируются на пересечении существующих, и объединение людей из разных слоев общества, с разным мышлением и опытом, обеспечивает пищу для новшеств. Это одновременно и экзогенный фактор — разные люди должны оказаться в определенном месте в определенное время, чтобы их идеи смешивались, — так и эндогенный фактор — сцена должна быть гостеприимной для новых людей, идей и перспектив.
Эти одиннадцать факторов — четыре экзогенных и семь эндогенных — могут объединить группы людей в Сцения. Такое глобальное сообщество способно достичь гораздо большего прогресса во множестве областей, чем отдельная группа людей со схожими талантами.
Безусловно, существовали группы людей столь же одаренных, как и интеллектуалы Древней Греции или Флоренции эпохи Возрождения, которые жили в одном и том же месте примерно в одно и то же время; однако без надлежащих условий они не смогли объединить свои таланты в какой-либо достаточно значимой форме, чтобы мы помнили о них и опирались на их труд сегодня.
Однако, когда нужные условия созданы, происходит магия. И сейчас у нас есть все необходимые условия.
Как распознать Сцения?
— Кевин Келли, Сцений, или коллективный гений
Мы являемся частью нового Сцения — глобального и масштабного. Я это чувствую. Но, давайте проверим чувство на практике и попробуем выделить в нашей текущей ситуации описанные выше факторы.
Экзогенные факторы
Сцений расцветает в средах, где смешиваются разные люди, возникают новые формы образования и поощряется риск, а также в условиях, возникающих из катастрофы. Это прекрасно описывает то, что происходит сейчас.
Катастрофа
Пандемия COVID-19 это ужасное событие по множеству причин… но она также создала прекрасные условия для развития сцения.
Сложно поверить, но два года назад общение в Zoom было в некотором роде новшеством, ваши “друзья” из Твиттера не были настоящими друзьями, а Discord был просто чатом для геймеров. Несмотря на все возможности для глобальной коммуникации, мы не успели наработать навык совместной работы в онлайне, сопоставимый с нашим умением взаимодействовать в физическом мире. Работа в цифровом мире была менее продуктивной.
Но пандемия все изменила. В считанные дни наша жизнь переместилась из реального мира в виртуальный.
Почти каждый из нас сейчас пользуется Zoom, и, что более важно, мы научились удаленно работать в команде, заводить друзей в Твиттере, играть в Великую Онлайн-игру и объединяться в рамках Экономики Сотрудничества. В течение двух лет мы научились общаться, сотрудничать и творить в цифровой среде почти так же хорошо, а порой даже лучше, чем мы делаем это в реальном мире.
Это также дало людям возможность заниматься тем, что им действительно интересно, — либо вместо своей старой работы, либо параллельно с ней, без менеджера, стоящего за спиной. Ренессанс web3 был бы невозможен, если бы столько времени и внимания не было направлено на поиск новшеств и способов отвлечься в онлайне. Мы сформировали новые привычки, которые останутся с нами, когда мы наконец вернемся к нормальной жизни.
Кроме того коронавирус шокировал нашу систему и вывел нас из оцепенения. И хотя в людях все еще силен племенной инстинкт, а множество идиотов все глубже укореняются в своем контрпродуктивном мировоззрении, большинство из нас все же объединилось вокруг общей миссии.
Выражаясь языком Фрица, мы — “сообщество страдальцев”. Различия между нами временно стерты — их заменила иерархия, в основе которой лежит способность вносить свой вклад в общее дело.
Смешение людей
Если в прошлом кластеры гениальности были локальными центрами торговли и коммерции, то Интернет — это всемирный центр торговли. Трудно переоценить или даже просто понять то, какой эффект окажет то, что люди со всего мира могут взаимодействовать в рамках одной глобальной цифровой среды.
В интервью с генеральным директором Facebook Марком Цукербергом Тайлер Коуэн сказал, что “для многих знаменательных периодов в мировой истории были характерны объединение различных идей и культур и столкновение мнений”.
Коуэн отметил, что даже в эпоху шотландского просвещения иммиграция людей с шотландских островов в Эдинбург несла более значимые перемены, чем переезд из “Мексики в Лос-Анджелес сегодня”. Тогда смешение разных людей в конечном счете привело к расцвету капитализма и торжеству человеческого разума. И это произошло просто потому, что люди перебрались с островов на материк.
Теперь любой, у кого есть подключение к Интернету, независимо от места жительства, может создать продукты, которые привлекут глобальную аудиторию или внести свой вклад в уже существующие продукты. У людей есть возможность стать глобальными создателями и потребителями.
Friends with Benefits, известная DAO с рыночной капитализацией в 114 миллионов долларов, имеет местные каналы в Сан-Франциско, Берлине, Нью-Йорке, Азии и Австралии, Майами, Канаде, Лиссабоне, Париже и многих других местах.
Доходы Axie Infinity — игры созданной небольшой командой Вьетнамских разработчиков — приближаются к отметке в 1 миллиард долларов. Эта игра оказала огромное влияние на бизнес-модель видеоигр, дала начало движению “x-to-earn” и изменила само понятие “работы” в таких странах как Филиппины и Бразилия.
Таланты равномерно распределены по всему миру и наконец начинают появляться возможности для их реализации.
Представьте, какие перемены ожидают нас по мере того, как мы оттачиваем навыки глобального сотрудничества. Этот глобальный рынок талантов и идей может стать причиной самого масштабного сдвига парадигмы за последние полвека, и сейчас мы наблюдаем лишь первые последствия этих перемен.
Образование
Люди также, похоже, недооценивают то, насколько сильно пандемия повлияла на образование.
Это очевидно на первый взгляд — миллионы студентов перенесли свое образование в Интернет, по крайней мере, на год. Но назревает нечто большее. Те трагически комичные ситуации, в которых порой оказывались студенты, ставили под сомнение всю систему. Наша нынешняя система образования в значительной степени является продуктом Промышленной революции. И она вот-вот изменится опять, в результате новой революции.
Одной из важнейших перемен в образовании, вероятно, является то, что теперь дипломы и квалификации имеют меньше значения, чем способность человека хорошо делать свою работу.
Благодаря YouTube, Udemy, Replit, Optilistic и широкому спектру образовательных онлайн-ресурсов любой достаточно умный и мотивированный человек может научиться практически чему угодно. Люди могут стать членами DAO, чтобы получить практический опыт и даже зарабатывать в процессе обучения деньги с помощью таких продуктов, как RabbitHole.
Это возврат к модели ученичества, которая помогла сформировать Ренессанс во Флоренции. И на этот раз ее усиливает то, что у студентов есть возможность получить доступ к мировым знаниям со своего телефона или ноутбука и экспериментировать с различными курсами самостоятельного обучения.
Меньшее внимание к дипломам и квалификациям и большее внимание к способностям означает, что потенциальные участники новой сцены будут моложе и подарят ей свежую творческую энергию, стирая границы между работой и игрой.
Аниш Агнихотри, например, создал PartyBid, будучи студентом Университета Ватерлоо. Сейчас его таланты пользуются таким спросом, какой не могла бы обеспечить ни одна ученая степень (на данный момент он является сотрудником крипто-венчурного проекта Paradigm):
https://twitter.com/mikedemarais/status/1452316214466854918?s=20
“Кто будет следующим Анишем?”
Институты, которые поощряют риск
У Флоренции была семья Медичи. У нас есть армия хорошо обеспеченных венчурных капиталистов, учреждений и людей, которые готовы идти на риск в поисках прибыли. В такой среде любая мало-мальски приличная идея может получить финансирование, необходимое ей для максимизации своих шансов на успех.
Мой друг Рис Линдмарк отмечает, что под управлением крипто-венчурных капиталистов и хедж-фондов находится 52.4 миллиарда долларов…
…что в 2021 году венчурные капиталисты инвестировали в крипто-проекты в три раза больше чем в 2020 году и в пять раз больше чем в 2019…
…и что в протоколах DeFi сейчас заблокировано в 10 раз больше средств, чем в начале пандемии — 100 миллиардов долларов.
Мы все — семья Медичи. Черт, даже Снуп Догг оказался NFT-китом, скрывавшимся под псевдонимом Cozomo de’ Medici:
https://twitter.com/SnoopDogg/status/1440038460417474567?s=20
“Я — @CozomoMedici”
Сейчас лучшее время для того, чтобы рисковать. Какую бы идею вы не захотели претворить в жизнь, скорее всего, найдутся инвесторы, готовые финансировать ваш проект.
Итак, сцена готова. Мы чувствуем себя комфортно, взаимодействуя друг с другом в Интернете. Мы не ограничены географией. У нас есть доступ к ресурсам, которые позволяют научиться чему угодно, и людям, которые могут нас научить. И, наконец, мы работаем в среде, в которой финансовые учреждения не только не препятствуют риску, но и активно стремятся к нему.
То, что все эти факторы совпали в один и тот же момент — это редкая удача. Еще большей удачей является то, что это произошло в глобальном масштабе. Пользуемся ли мы своей удачей? Определенно.
Эндогенные факторы
Как только нужные условия будут созданы, все участники, то есть мы, должны воплотить сцения в жизнь. И хотя Келли утверждал, что “несмотря на множество попыток, на самом деле невозможно самовольно заставить сцения возникнуть”, существуют методы, с помощью которых мы можем подтолкнуть его развитие, когда это случится.
Сообщество web3 (помимо троллей и максималистов) коллективно довело эти методы до совершенства, даже не осознавая этого. На самом деле, web3, похоже, представляет собой идеальную модель и набор инструментов для создания будущих сцениев.
Взаимное признание
Достаточно провести хотя бы час в крипто-Твиттере, чтобы почувствовать силу взаимного признания. Келли писал, что взаимное признание заключается в том, что “коллектив приветствует рискованные шаги, а дружеская конкуренция подстегивает нерешительных”. Несмотря на то, что он писал это еще до того, как Сатоши опубликовал технический документ Биткойна, Келли точно описал мем-культуру, которая сейчас пронизывает web3.
Когда кто-то рассказывает о покупке нового NFT, окружающие одобрительно говорят им, что этот NFT “выглядит редким”.
На Discord-сервере Wanderers есть целый канал, где энтузиасты обсуждают неочевидные детали своих NFT.
Сообщество поддерживает тех, кто ищет новые проекты, а ранние участники часто получают вознаграждение в виде эйрдропов или токенизированных грантов для первых сторонников проекта.
Люди в дружеской манере соревнуются в создании уникальных коллекций NFT или в том, кто сможет заработать больше или внести больший вклад в DAO. И это подстегивает к участию даже самых застенчивых пользователей, которые чувствуют себя в безопасности, скрываясь за псевдонимами и NFT-аватарками.
Никогда не было более безопасного времени для риска, и никогда еще не существовало такого большого сообщества, приветствующего риск.
Быстрый обмен инструментами и техниками
Это настолько очевидно, что мне кажется, будто я жульничаю. Одним из основных компонентов web3 является компонуемость, идея о том, что элементы программного обеспечения — это строительные блоки, сродни кубикам Lego, которые разработчики могут комбинировать для создания новых продуктов.
Как писал Крис Диксон:
https://twitter.com/cdixon/status/1451703067213066244?s=20
“Компонуемость в ПО – это то же самое, что и сложные проценты в финансах”
Вокруг нас есть множество примеров эффекта компонуемости:
- Чуть больше чем за год мы перешли с DeFi Summer на DeFi 2.0.
- Проект OlympusDAO, яркий пример DeFi 2.0, открыл доступ к своей базовой технологии и лицензирует ее для других протоколов через Olympus Pro. Благодаря этому уже были созданы такие проекты, как Klima DAO (мы поговорим о них позже).
- Ранее в этом месяце Mirror — издательская платформа web3 — открыла свой инструментарий для широкой публики, чтобы любой мог строить что-то на его основе.
- Проект Loot выпустил списки игровых предметов в виде NFT и позволяет любому создавать игры и внутриигровые предметы на основе этих списков.
- В результате расцвета DAO возникла экосистема новых проектов, часто возглавляемых и финансируемых самими DAO. Эти проекты создают новые инструменты и модели сотрудничества для таких организаций.
- Проект NounsDAO, который сама построен на форке Compound Governance, открыл доступ к своей интеллектуальной собственности (ежедневные дропы NFT) в рамках лицензии cc0. Таким образом проект отказался от авторских прав и передал контроль в руки общественности, позволяя создавать проекты, подобные тем, которые описывает Джек Бутчер в этом треде.
Этот список можно продолжать еще долго.
И это касается не только ПО. Культура web3 поощряет открытый диалог, обмен и обучение. По мере того как люди учатся, они делятся опытом, и коллективные знания всей сцены приумножаются.
Мой друг Дрор Полег запускает свой крипто-курс, чтобы привлечь в крипто-пространство больше людей из мира традиционного бизнеса. Station разрабатывает инфраструктуру, которая поможет людям находить новые web3 проекты и присоединяться к ним. Я сам являюсь участником DAO Crypto, Culture, and Society — финансируемого сообществом образовательного проекта, который стремится решить трилемму образования:
В случае успеха проект послужит строительным блоком, который другие смогут использовать для создания нового образовательного опыта и ускорения обмена инструментами и методами.
Сетевые эффекты успеха
Часть волшебства сцены, сформировавшейся в кремниевой долине, заключается в том, что всякий раз, когда компания успешно продает свои акции, ee основатели, сотрудники и инвесторы обычно получают прибыль и инвестируют в другие стартапы. Когда одни люди добиваются успеха, они помогают другим сделать то же самое.
Web3 многократно усиливает этот эффект.
Циклы здесь короче, а люди богатеют быстрее. И они вкладывают свои деньги в новые проекты — в основном для того, чтобы заработать еще больше денег, но часто и потому, что они быстро стали филантропами Интернета и хотят финансово поддержать новое искусство, культуру и модели управления, которые их привлекают.
Кроме того, если сделать все правильно, сетевые эффекты успеха будут непосредственно встроены в механизмы стимулирования на основе токенов.
Это работает как на локальном уровне — успех проекта приносит выгоду его создателям и пользователям — так и на глобальном уровне. То, что хорошо для всей экосистемы web3, часто хорошо и для всех ее участников, как в финансовом, так и в эмоциональном плане.
Даже те люди, у которых нет крипто-панков, радуются, когда панки продаются по рекордным ценам; это означает, что они все-таки не зря верили во всю эту историю с NFT.
Если вам нужны дополнительные доказательства, вспомните акроним wagmi. Тысячи раз в день на просторах Твиттера, Discord, Telegram и WhatsApp пользователи web3 заверяют друг друга в том, что “все получится”. Это происходит всякий раз, когда случается что-то хотя бы отдаленно позитивное. Это — чистейшая форма сетевых эффектов успеха.
Локальная терпимость к новшествам
Web3 во многом отличается от предыдущих Сцениев, но, возможно, самым большим его отличием является то, что в него изначально были встроены деньги. В то время как другие Сцении предлагали радикально новые идеи, им было легче избегать внимания властей, по крайней мере некоторое время. Но ситуация с web3 иная.
Китай уже столько раз запрещал криптовалюты, что я сбился со счета.
Летом регулирующие органы США, в рамках законопроекта об инфраструктуре, предложили ряд излишне широких мер в отношении криптовалют. Это грозило нанести немалый ущерб определенным игрокам или, по крайней мере, вынудить их перенести свои бизнесы за пределы Соединенных Штатов. Тогда все сообщество объединилось против этого законопроекта; и хотя он все же был принят, это показало, что самые могущественные игроки этого пространства и даже бывшие конкуренты готовы бороться вместе, чтобы защитить индустрию.
Ранее в этом месяце компания a16z запустила свой веб-сайт, где предложила законодательным органам план по разработке политики в отношении web3.
Перед лицом препятствий крупнейшие игроки в этом пространстве вкладывают свои ресурсы в защиту его инноваций.
Конкуренция
Web3 — это сотрудничество, но также и конкуренция. Позитивная конкуренция в этом пространстве создается тремя основными способами:
Во-первых, самое очевидное: глобальная “таблица лидеров” web3 работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и 365 дней в году. И хотя излишнее внимание к цифрам может быть нездоровым, это также означает, что проекты постоянно соревнуются друг с другом или даже сами с собой. Если бы общее количество заблокированной ликвидности (TVL) протокола Saber снизилось, все бы немедленно об этом узнали. Если упадет минимальная цена популярного NFT-проекта об этом, опять же, будут знать все.
Во-вторых, поскольку пользователи и участники могут легко переключаться между проектами, существует постоянная конкуренция за самый дефицитный ресурс: внимание. Вам просто не хватит часов в сутках, чтобы воспользоваться всеми возможностями крипто-мира. Активы пользователей хранятся в их собственных портативных кошельках, которые всегда у них под рукой. Ликвидность доступна 24/7. Если один проект окажется привлекательнее другого или сможет предложить большую доходность, он привлечет пользователей других проектов.
В-третьих, и это самое уникальное свойство крипто-мира, всегда существует угроза того, что конкурент или даже недовольный участник сообщества может написать “форк” вашего кода и создать новую, конкурентоспособную версию проекта. Наиболее известный пример — псевдонимная команда Chef Nomi, создавшая Sushiswap форк биржи Uniswap. Sushi был создан в ответ на нежелание Uniswap выдавать токены участникам (позже Uniswap все-таки провела эйрдроп среди ранних пользователей).
Всегда есть угроза того, что конкурент может “скопипастить” ваш код и забрать ваших пользователей, которые в свою очередь заберут с собой все свои активы, так как эти активы хранятся в блокчейне. И вся информация об этом публична и доступна 24/7. А это означает, что проектам необходимо постоянно стремиться создавать лучшие продукты и удовлетворить потребности своих пользователей.
Ритуалы, привязанные к месту
Когда я писал “Conjuring Scenius“, этот фактор беспокоил меня больше всего. Я полагал, что это будет очень сложно реализовать в онлайне. Ничто не заменит личную встречу за кружкой пива. Но оставшись без альтернативы мы сделали то, что свойственно человеческим существам: мы адаптировались. Мы научились создавать ритуалы в виртуальной среде.
Самый наглядный пример — “gm”. Каждое утро в Твиттере и на множестве серверов Discord десятки тысяч людей приветствуют друг друга простой фразой “gm” (англ. “good morning” — “доброе утро”). В большинстве Discord-сообществ, в которых я состою, есть специальные каналы “#gm”, в которых люди круглосуточно желают друг другу доброго утра (помните, все это происходит в глобальном масштабе и где-то всегда доброе утро). Некоторое время существовало даже специальное gm-приложение.
У каждого сообщества есть свои собственные онлайн-ритуалы: АМА (англ. “ask me anything” — “спроси у меня что угодно”), собрания, обсуждения, которые круглосуточно ведутся по всему миру. Твиттер и Discord стали барами и тавернами нового Сцения.
Тем не менее, участники сцены встречаются и в физическом мире. На прошлой неделе тысячи пользователей web3 отправились в Лиссабон на конференцию Ethereum LisCon. На следующей неделе они соберутся в Нью-Йорке на NFT NYC. Затем они вновь направятся в Лиссабон на Solana’s Breakpoint.
Будучи семейным человеком я не могу позволить себе столько путешествовать и то, что каждую неделю меня одолевает чувство упущенных возможностей, лишний раз подтверждает тот факт, что WAGMI Сцению удалось сформировать ритуалы, которые способны плавно перемещаться между цифровым и реальным мирами.
Разнообразие идей и жизненного опыта
В 1993 году газета “Нью-Йоркер” опубликовала карикатуру Питера Штайнера, высмеивающую тот факт, что люди в интернет-чатах могут использовать вымышленные имена и говорить все, что хотят, не раскрывая своей истинной личности.
Это хорошо работало в чатах, и по мере развития Интернета людям под псевдонимами удавалось набирать подписчиков в Twitter или зарабатывать карму на Reddit. Но до web3 было невозможно или чрезвычайно сложно извлечь прибыль из этого влияния или управлять компанией под псевдонимом. В web3 же псевдонимы повсюду; и здесь, если псевдонимный аккаунт набирает большую аудиторию, это, скорее всего, говорит о том, что стоящий за псевдонимом человек знает, что делает.
Это создает равные условия для всех.
Моя подруга Джулия Липтон несколько месяцев назад писала в Твиттере о своем знакомстве с людьми, стоящими за некоторыми из этих псевдонимных аккаунтов:
На прошлой неделе я собрался инвестировать в протокол, которым управляет одаренный студент колледжа, скрывающийся под псевдонимом. Половина инвесторов в этом раунде использовали псевдонимы, с которыми я уже сталкивался в Твиттере. И, благодаря этому, мне было проще решиться вложить деньги в этот проект.
При этом web3 это глобальная, открытая и инклюзивная среда, а это значит, что больше людей со всего земного шара могут смешиваться в этом пространстве и вносить свой вклад в его развитие. Побеждают лучшие идеи, независимо от их источника. А затем эти идеи смешиваются и порождают еще более инновационные идеи. Это способствовало всплеску креативности в пространстве web3 и крайне положительно скажется на протоколах и проектах, которые охватывают разнообразные категории пользователей.
Все одиннадцать необходимых условий совпали в один момент. Это действительно Сцений — глобальный, постоянный и жаждущий свежих идей.
Так что же “замышляет” Сцений WAGMI?
Cцений web3
После того как мы разобрали все одиннадцать факторов, становится ясно, что Сцений WAGMI действительно Сцений, и что у него есть все те качества, что были присущи великим эпохам прошлого.
Кажется странным сравнивать наш текущий опыт с Древней Грецией или эпохой Возрождения. Но то, что происходит сейчас может повлиять на следующие тысячелетия так же, как эти эпохи повлияли на курс нашей истории до настоящего момента.
Любой великий Сцений охватывает множество областей, и Сцений WAGMI не исключение.
Web3 меняет Интернет и передает право собственности в руки людей, которые его строят и используют. Затраты на привлечение клиентов, которые раньше достались бы Google и Facebook, перераспределяются в виде прибыли для участников. Чем больше времени мы будем проводить в сети, тем более явной станет значимость этого факта.
В течение следующего десятилетия, не говоря уже о следующем столетии, web3 изменит то, как большинство людей зарабатывают на жизнь. Уже сейчас аудитория Axie Infinity составляет 1.9 миллиона пользователей, многие из которых полагаются на игру как на основной источник дохода. Совокупная выручка игры составила почти миллиард долларов, а объем торгов приблизился к 2.5 миллиардам долларов.
В ближайшем будущем нас ждет выход еще большего количества play-to-earn игр, таких как Star Atlas и Wilder World. Все они входят в более широкую категорию проектов, которые напрямую вознаграждают пользователей за их участие и внимание. В ближайшие десять лет сама концепция “работы” сильно изменится для многих людей.
Web3 также меняет искусство и культуру. Только за последние три месяца больше полумиллиона человек потратили в общей сложности более 9 миллиардов долларов на покупку NFT на платформе OpenSea.
Менее чем через месяц с момента анонса, в списке ожидания NFT-проекта Coinbase уже насчитывается более двух миллионов человек. Корпорации приближаются. И это только начало.
Эти цифры шокируют, но они также показывают, что все больше художников получают возможность зарабатывать на жизнь, продавая свое искусство и создавая сообщества вокруг своих работ. Как и в случае с семьей Медичи во Флоренции, чем больше благотворителей будут готовы поддержать художников, тем больше художников смогут целиком и полностью сфокусироваться на расширении границ своего творчества. Мне особенно интересно посмотреть, как будет развиваться вселенная Wanderers и история Aku.
Aku — это история молодого чернокожего астронавта, созданная бывшим игроком MLB Микой Джонсоном после того, как он услышал, как его племянник спросил: “Мама, а черные могут быть астронавтами?”. Объем продаж Aku уже составляет 10 миллионов долларов. Кроме того, компания Visa только что анонсировала, что Мика будет первым артистом, которого она спонсирует.
NFT также закладывают основы нативно-цифрового искусства, такого как генеративное искусство (например Art Blocks). Manifold позволяет создателям встраивать приложения в свои контракты, выводя NFT за рамки визуального искусства.
Сфера NFT-музыки также развивается. Благодаря этому музыканты могут в полной мере использовать ценность, которую генерирует их творчество, вместо того, чтобы отдавать львиную долю звукозаписывающим лейблам. Все то время, пока я писал это эссе, я слушал Netsky на Audius. А новые проекты, такие как Royal и Sound.xyz, еще сильнее раздвинут границы NFT-музыки.
Опираясь на опыт прошлых Сцениев, можно предположить что появление новых моделей и благотворителей означает не только перераспределение прибыли, но также то, что больше музыкантов будет расширять рамки искусства и создавать новые формы музыки.
Инструменты Web3 также используются для решения ранее неразрешимых проблем, таких как изменения климата. На прошлой неделе Стью Брэдли рассказал мне о Klima DAO, проекте, который создает “черную дыру для углерода”.
Klima — проект построенный на базе Olympus Pro, стимулирует людей покупать квоты на эмиссию углерода и блокировать их в протоколе. Это повышает стоимость квот и, следовательно, стоимость загрязнения климата. Проект был запущен на прошлой неделе, и уже заблокировал почти 6 миллионов тонн углерода.
Уже сейчас рыночная капитализация проекта колеблется в районе 1 миллиарда долларов, а его участники зарабатывают 0,53 % “rebase” каждые восемь часов, что составит примерно 32 000 % годовых. Это яркий пример знаменитого принципа Бенджамина Франклина — “преуспевай, поступая хорошо”. Также это один из первых примеров того как нормы, инструменты и финансы web3 можно использовать, чтобы стимулировать людей и скоординировать их усилия для решения крупнейших мировых проблем.
Пример Klima также подчеркивает тот факт, что хотя web3 и безупречно подходит под концепцию Сцения, историки будут помнить этот период, как нечто большее, чем просто web3.
В ближайшие десять лет мы далеко продвинемся в деле спасения планеты, улучшим систему здравоохранения и увеличим продолжительность человеческой жизни. Мы изменим концепцию работы, покорим космос и решим множество грандиозных проблем. Многие из экзогенных и эндогенных факторов, которые способствуют процветанию web3, также присутствуют и в этих областях. Кто-то, глубже погруженный в эти сцены, должен написать о происходящем там прогрессе; в противном случае мне снова придется заняться исследованием.
Мы живем в благодатные времена формирования и испытания новых моделей экономики и управления.
Web3 позволяет нам проводить тысячи реальных экспериментов в области экономики, управления и дизайна стимулов. И каждый может отследить это на блокчейне. Конечно, мы не будем пытаться заменить демократию США какой-то новой системой, которую мы обнаружим в Discord. Тем не менее, мы осваиваем новые пространства и для этого нам нужны новые модели.
В следующем десятилетии нас ожидает появление полноценной Метавселенной, и многие люди будут проводить большую часть своего времени в виртуальных мирах. Это потребует создания новых моделей управления и экономических структур. И наши текущие эксперименты с web3 повлияют на то, как будут существовать эти виртуальные миры. Древнегреческий Сцений дал нам демократию. Какие модели подарит виртуальным мирам Сцений WAGMI?
К тому же, по мере развития космических путешествий, будь то через пятьдесят или сто лет, люди будут жить за пределами земли — на космических станциях или на других планетах. И им потребуются новые модели для организации управления и экономики. Возможно, я захожу слишком далеко, проводя параллель между тем, что мы сегодня создаем в Интернете, и тем, как мы будем управлять космическим пространством, но не удивляйтесь, если ваши правнуки будут жить в системе, основы которой заложит наш Сцений.
Итак, что нужно сделать, чтобы внести свой вклад в развитие Сцения и помочь сформировать будущее?
Если вы еще не знакомы с миром web3, я советую вам просто начать изучать его, экспериментировать, принимать участие и пытаться создавать что-то. Поймите, что вещи, которые сейчас могут показаться новшеством — например, токены, NFT, DAO и DeFi —представляют собой строительные блоки, которые будут использовать будущие поколения. Осознайте, что у вас есть возможность применить свои навыки там, где они могут принести наибольшую пользу.
Если вы уже являетесь частью сцены, поймите, что последствия того, что вы делаете, могут выйти далеко за пределы этой недели, месяца, года или даже десятилетия. Не будьте слишком серьезны, не разрушайте магию, но осознайте масштабы открывающихся перед вами возможностей и ответственности.
Сцений дает нам возможность сыграть множество ролей — от Источника, который определяет сцену и выражает ее, до Харизматов, которые делают ее более отчетливой, Художников, которые разрабатывают палитру и стиль сцены и даже Фанатов, которые привносят в нее свою энергию.
Сцений — довольно глупое слово, но, тем не менее, крайне полезно чуть шире взглянуть на текущую ситуацию и рассмотреть ее контексте удивительно продуктивных исторических периодов. Оглядываясь назад, я бы определенно хотел побыть философом в Древней Греции, художником во Флоренции или изобретателем во время Промышленной революции.
Это одна из таких редких возможностей, с одной лишь разницей: она доступна всем, у кого есть подключение к Интернету.
Давайте действовать. У нас все получится!
Присоединяйтесь к нашему DAO, где мы совместно вкладываем в новые криптовалюты:С оригинальным материалом вы можете ознакомиться здесь.
Помогут ли технологии web3 определить наше будущее? Поделитесь вашим мнением в комментариях!
© Материал подготовлен для сайта рейтинга КРИПТОБИРЖ и может быть открыто распространен с указанием авторства.