Важнейшие метрики роста Web3 проектов
В последнее десятилетие мы наблюдаем расцвет Web3 проектов, которые создают децентрализованные версии платформ и сервисов Web2.
Compound строит децентрализованную версию Bank of America, Uniswap стал децентрализованной версией NYSE, а Yearn Finance — это Blackrock от мира криптовалют и т.д.
В теории, более 9 000 Web3-проектов, существующих на сегодняшний день, обладают открытым исходным кодом, предлагают свободный доступ всём желающим и поддерживаются своей токеномикой.
Тем не менее, хотя эти проекты и позиционируют себя как децентрализованные сети, протоколы, организации (DAO) и приложения, большинство из них представляют собой бизнесы — каждый со своим продуктом. И чтобы продолжать расти, им необходимо это осознавать.
В долгосрочной перспективе невозможно расти, опираясь исключительно на идеологию, а использование таких терминов как “протокол” или “DAO” не избавляет от необходимости разрабатывать и развивать продукт, который действительно интересен пользователям.
И, действительно, в случае Web3-проектов, их продукты должны быть на порядок лучше того, что предлагают централизованные конкуренты, чтобы компенсировать недостатки пользовательского интерфейса, связанные с использованием крипто-инфраструктуры.
И хотя конфиденциальность и сохранность пользовательских данных могут быть действительно важны для 10% пользователей, остальные люди в первую очередь предпочтут удобство использования.
Покупайте, зарабатывайте криптовалюты вместе с редакцией сайта КРИПТОБИРЖИ.РФНо это всё ещё не дает ответа на вопрос: как оценить успех проекта?
До недавнего времени Web3-проекты в основном оценивали по двум основным метрикам — цене и рыночной капитализации. Если хотите, можно назвать это “спекулятивной ценностью”. А, как мы знаем из истории, это не лучший показатель долгосрочной жизнеспособности проекта.
Поэтому в данной статье мы хотим описать некоторые из метрик, которые лучше подходят для оценки роста проектов Web3 в трёх основных категориях: DeFi, L1/L2 и Play-to-Earn игры.
DeFi: финансовые потоки и интеграции
Сектор децентрализованных финансов (DeFi) включает децентрализованные биржи, такие как Uniswap, и платформы кредитования, например, Compound.
Большая часть DeFi проектов разрабатывает централизованная команда, которая затем постепенно передает управление децентрализованному сообществу держателей токенов.
Ключевые метрики роста DeFi-проектов
Общая заблокированная стоимость (TVL) — была одним из главнейших показателей успеха DeFi-приложений с самого зарождения этого сектора. Эта метрика отражает общую стоимость крипто-активов, внесенную пользователями в DeFi протокол для трейдинга, стейкинга, займов и кредитования.
TVL отлично подходит для анализа роста протоколов кредитования, таких как Compound. Однако при оценке децентрализованных бирж, таких как Uniswap, стоит в первую очередь обращать внимание на объем торгов.
Одним из недостатков использования TVL для оценки долгосрочного роста проекта является то, что пользователи часто переходят с протокола на протокол в поисках более высокой доходности, а всего лишь несколько “китов” могут создать иллюзию активности.
Поэтому TVL не всегда в полной мере отражает востребованность проекта и пользовательскую активность. Однако это отличный показатель доверия пользователей к проекту.
Заблокированные активы имеют материальную ценность, и внося их в протокол пользователи несут альтернативные издержки, связанные с существованием других вариантов использования.
Активные кошельки — традиционные торговые площадки отслеживают такие показатели, как ежедневное и ежемесячное количество активных пользователей (DAU и MAU соответственно).
В DeFi, чтобы начать покупать, продавать и стейкать токены, пользователю просто нужно подключить свой кошелек. Аналогами DAU и MAU в DeFi являются ежедневное и ежемесячное количество активных кошельков (DAW и MAW).
Количество интеграций — поскольку DeFi-приложения можно комбинировать, а новые приложения часто создают на основе уже существующих, еще одним показателем роста является количество и качество интеграций, когда приложение используется в других кошельках, биржах и продуктах DeFi.
Активность разработчиков — это ключ к устойчивому росту и лидерству на рынке DeFi.
L1 и L2: Рост за счет активности разработчиков
Проекты L1 (Layer 1) — это блокчейны базового уровня, такие как Ethereum, Solana, Near, Avalanche и Flow.
Проекты L2 (Layer2), такие как Polygon, строятся поверх блокчейна L1 для обеспечения масштабируемости. Эти проекты растут в первую очередь за счет приложений, которые создаются поверх протоколов.
Ключевые метрики роста проектов L1/L2
Количество разработчиков и приложений — учитывая, что проекты L1 и L2 имеют открытый исходный код, любой может интегрироваться с ними и создавать что-то на их основе.
Количество разработчиков и количество приложений, созданных поверх протокола, являются, пожалуй, наиболее важными показателями роста для проектов L1/L2.
Количество разработчиков, которые вносят свой вклад в проект, можно оценить взглянув на число активных пользователей в средах разработки и библиотеках, таких как GitHub.
Чем больше пользователей и инвесторов привлекают приложения, созданные на базе протокола, тем успешнее становится базовый проект.
Например, количество приложений на блокчейне Flow выросло с 50 в декабре 2020 года до 650 в конце 2021 года. Проекты, которые строятся на Flow, в совокупности привлекли финансирование на сумму более 700 миллионов долларов и способствовали росту числа транзакций и пользователей блокчейна.
Количество активных кошельков — большинство проектов L1 / L2 имеют свои собственные криптокошельки, которые позволяют пользователям покупать, продавать, торговать и стейкать токены, а также взаимодействовать с децентрализованными приложениями (dApps), построенными поверх их инфраструктуры.
Как и в случае с DeFi, количество активных кошельков (DAW и MAW) является ключевым показателем роста.
Часто основными центрами для активов пользователей из экосистемы того или иного протокола становятся сторонние кошельки, такие как Metamask (Ethereum), Blocto (Flow) и Phantom (Solana)
Общее количество и размер транзакций — количество транзакций, количество крупных транзакций (более 100 000 долларов США) и объем транзакций являются хорошими показателями востребованности сети в качестве средства обмена (хотя это часто не является основной целью многих проектов).
Для анализа успешности проекта также можно использовать его рыночную долю от общего объема транзакций в соответствующем секторе.
Play-to-Earn игры: партнерства, стимулы для игроков
В Play-to-Earn (P2E) играх геймеры получают награды, которые имеют реальную ценность.
В отличие от обычных видеоигр, где внутриигровые предметы хранятся в частных сетях и принадлежат создателям игр, NFT в P2E-играх позволяют игрокам владеть уникальными активами, которые они приобретают.
Кроме того, игрок, который владеет внутриигровым NFT-активом, может свободно продать его за пределами платформы, на которой он был создан, что невозможно в обычных играх.
Игроки также принимают участие в управлении самой игрой.
Ключевые метрики роста P2E-игр
Хотя нам еще предстоит найти устойчивую модель развития игрового проекта Web3, которую можно было бы использовать в качестве примера, мы можем выделить как минимум три значимых метрики для оценки проектов P2E:
Количество активных игроков — ежедневное (или ежемесячное) количество активных пользователей является ключевым показателем роста и популярности игры.
Хотя для достижения успеха крайне важно разнообразие и качество контента, это не будет иметь значения, если игре не удалось привлечь достаточное количество пользователей.
Не менее важна способность проекта стабильно поддерживать высокое количество активных игроков.
Например, в Axie Infinity, построенной на базе сети Ronin, среднее число ежедневных пользователей за последние шесть месяцев сократилось со 120 000 до примерно 20 000, а доходы игроков во внутриигровой валюте SLP также снизились.
Объем транзакций на одного пользователя отражает как уровень вовлеченности пользователей, так и качество дизайна токена проекта.
Рост среднего объема транзакций на одного пользователя также напрямую связан с ростом прибыли. Поэтому при анализе важно выделить из общей массы те проекты, которые показывают стабильный рост среднего объема транзакций на одного игрока.
Количество (и качество) партнерств с гильдиями — в сфере Web3-игр рост обычно достигается за счет привлечения игроков и заключения партнерских отношений с гильдиями.
Гильдия в крипто-гейминге — это сообщество игроков, которые играют вместе, обмениваются данными и внутриигровыми активами и поддерживают других игроков.
Такие гильдии, как Yield Guild Games, Ancient8, Good Games Guild и Merit Circle, помогают новичкам начать играть, сдавая им в аренду дорогостоящие игровые активы, которые те не могут приобрести самостоятельно.
Они также способствуют притоку активных пользователей в P2E-игры за счет стипендий, онлайн-маркетинга и прямых инвестиций. Гильдии выбирают, какие игры поддерживать, исходя из трех факторов: качества игры, силы сообщества и стабильности игровой экономики.
Заключение
По мере развития Web3 будет расти и необходимость в понимании поведения и потребностей пользователей, а также факторов, определяющих успех и действительно значимых показателей роста.
Хотя метрики, которые мы перечислили, ничего не говорят сами по себе и часто сопровождаются различными оговорками и ограничениями, они могут дать хорошее представление о том, в каком направлении движется проект.
Понимание этих метрик поможет принимать правильные решения в развитии проекта и продукта, а также в разработке механизмов стимулирования сообщества.
Мы считаем, что в будущем появится множество новых моделей развития в Web3-стартапов и сопутствующих этим моделям метрик для оценки роста проектов.
С оригинальным материалом вы можете ознакомиться здесь.
Присоединяйтесь к нашему DAO, где мы совместно вкладываем в новые криптовалюты:А на что еще вы обращаете внимание, когда ищете перспективные крипто-проекты?
Поделитесь своим видением в комментариях ниже!
© Материал подготовлен для сайта рейтинга КРИПТОБИРЖ и может быть открыто распространен с указанием авторства.