Мы в соц.сетях
Главная » Аналитика » Отчет о состоянии игровой индустрии на блокчейне Q2 2021
Отчет о состоянии игровой индустрии на блокчейне Q2 2021
Опубликовано 02.08.2021

Состояние сектора игр на блокчейне

Во втором квартале 2021 года блокчейн-игры наконец обрели широкую аудиторию. Произошло это в большей степени из-за успеха геймифицированных финансов, блокчейна Wax и игры Axie Infinity. Сейчас мультиплатформенность (выпуск продукта сразу на нескольких блокчейнах) медленно проникает в сферу гейминга, позволяя разработчикам выбирать блокчейн, на котором они собираются построить игру. Игры с концепцией “play-to-earn” (играй, чтобы заработать) набирают популярность не только в узкой криптосфере, но и среди обычного населения. Что самое главное, игрокам больше не приходится сталкиваться с высокой стоимостью транзакций при взаимодействии с игровыми приложениями. Перейдем к ключевым тезисам отчета.

Ключевые тезисы отчета

  • За второй квартал 2021 года количество кошельков, которые взаимодействовали с играми на блокчейне выросло на 599% по сравнению с первым кварталом.
  • Лидером рынка блокчейн-игр на сегодняшний день является блокчейн Wax. За второй квартал количество кошельков, взаимодействовавших с играми на этом блокчейне выросло на 1082% и составило 306 707 ежедневных пользователей.
  • У игры Axie Infinity самый большой объем транзакций – только в июне на 124 миллиона долларов.
  • Самое большее количество кошельков, взаимодействовавших с играми ежедневно, у игр Alien Worlds, R-Planet и Upland. В совокупности 301 тысяча пользователей играет в их игры каждый день.
  • Инвестиции в земли в виртуальных мирах составили 42,6 миллиона долларов.
  • У таких NFT коллекций как CryptoPunks, Meebits, VeeFriends и Bored Apes появились свои армии поклонников, что позволило достичь объема торгов в размере 380,7 миллиона долларов.
  • Во втором квартале 2021 года рост продаж показали площадки с наименьшей стоимостью NFT и без платы за проведение транзакций.

Покупайте, зарабатывайте криптовалюты вместе с редакцией сайта КРИПТОБИРЖИ.РФ

Игровая аудитория выросла в семь раз

По состоянию на конец марта 2021 года количество кошельков, каким-либо образом взаимодействовавших с игровыми смарт-контрактами составляло, в среднем, 51 тысячу в день. Во втором квартале 2021 года произошел резкий рост и уже 359 284 кошельков взаимодействовали с такими контрактами ежедневно. Рост составил впечатляющие 599%. Также стоит отметить, что мы берем в расчет только взаимодействия непосредственно на блокчейне. В зависимости от механики игры, игрокам нужно либо взаимодействовать с блокчейном постоянно, либо только для получения наград.

Уникальные игровые кошельки

Количество уникальных адресов, которые взаимодействовали с играми на блокчейне

За последние три месяца всё внимание было приковано к играм с концепцией “play-to-earn”. Рост популярности этой модели в основном связан с доступными играми-фармилками на блокчейне WAX и с игрой Axie Infinity. На сегодняшний день количество кошельков, которые ежедневно взаимодействуют с игровыми контрактами такого рода, составляет около 375 тысяч.

Большая часть игровой активности приходится на блокчейн Wax. Количество его пользователей, по сравнению с первым кварталом, выросло на 1 082 % и составило 306 707 уникальных адресов. Благодаря концепту GameFi (геймифицированные финансы) также увеличилось количество пользователей у другого блокчейна – Binance Smart Chain (BSC). Количество активных кошельков, которые взаимодействовали с гейминг-приложениями, выросло на 412% и составило 8641 пользователей (по состоянию на июнь 2021). На третьем месте по приросту аудитории расположился сайдчейн Ethereum – Ronin. Этот сайдчейн был создан специально для игры Axie Infinity и количество его активных кошельков составляет 7 897.

Активные уникальные кошельки в BSC, Wax и Axie Infinity

Количество уникальных адресов в игровых проектах BSC, Wax и Axie Infinity (тысячи шт.)

Комиссии за транзакции в сети Ethereum хоть и упали в последнее время, все ещё достаточно высокие, чтобы комфортно пользоваться игровыми приложениями. Вместо этого, разработчики стараются найти решения, где стоимость транзакций будет минимальна, а их обработка будет происходить быстрее, чем в основной сети Ethereum. Именно по этой причине команда Sky Mavis создала собственный сайдчейн Ronin для игры Axie Infinity и по этой же причине огромную популярность обрёл блокчейн Wax. Чтобы создать аккаунт на Wax вам даже не нужно разбираться в криптовалютах, достаточно лишь подсоединить уже существующий аккаунт одной из социальных сетей.

Решение второго уровня Polygon хоть и показал рост в первом квартале 2021 года, не смог закрепить свои позиции как один из главных сайдчейнов игровой индустрии. По сравнению с первым кварталом количество геймеров на нём выросло всего лишь на 2%. Однако, на Polygon запустился довольно большой набор проектов: Decentraland, Ember Sword, F1 Delta Time, а также The Sandbox. Возможно, во второй половине 2021 года мы увидим совершенно другую картину. Команда проекта уже объявила, что главным фокусом для неё сейчас является гейминг-индустрия (и специально под эту цель была запущена Polygon Studios).

Большой объем средств сосредоточен на сайдчейне Ronin

Ethereum удерживает первенство по объему заблокированных средств (TVL) в секторе DeFi, но уступает другим блокчейнам, если брать в расчет только игровую индустрию. Как только игра Axie Infinity была перенесена на сайдчейн Ronin, объем торгов в сфере NFT на сайдчейне Ronin просто взлетел: в июне 2021 года он составлял 124,2 миллиона долларов, против 16 миллионов в экосистеме Ethereum.

Если подсчитать общий объем торгов начиная с конца апреля, то Axie Infinity может похвастаться суммой в 162 миллиона долларов, в то время как во всей экосистеме Ethereum объем торгов составил 64,4 миллиона.

Сайдчейн Ronin это единственное решение, которое смогло обогнать Ethereum по объему торгов в игровом сегменте. Другие решения для гейминга, такие как Wax и Polygon смогли собрать только 26,6 миллиона долларов и 3 миллиона соответственно.

Объем торгов протоколов Ethereum, Ronin, Polygon и Wax

Объем торгов в различных протоколах во втором квартале 2021 г. (тысячи USD)

Как мы видим, интерес к игре Axie Infinity продолжает расти, что попутно увеличивает ценность сайдчейна Ronin. Похожим образом это может сказаться на сайдчейне Polygon, так как множество проектов уже решили перенести свои проекты в эту сеть, что должно привлечь новых пользователей.

Высокая активность на блокчейне Wax

Игровая индустрия сейчас переживает расцвет, поскольку многие проекты переходят на блокчейны с низкими комиссиями, чтобы игрокам не пришлось беспокоиться о них во время игры. Лучший пример этому – переход игры Axie Infinity с Ethereum на сайдчейн Ronin. Благодаря переходу, активность игроков, а соответственно и оборот NFT, увеличились на 1409% (за прошлый квартал было продано 574 653 NFT).

Ещё одним примером является запуск решения второго уровня – “Immutable X” от команды Immutable. С помощью перехода на Immutable X у геймеров появилась возможность обменивать карточки в игре Gods Unchained полностью без комиссий. Сообщается, что в скором времени Immutable X будет доступен и для других игр, таких как War Riders и Guild of Guardians.

Если говорить об уровне активности, то нам определенно стоит упомянуть блокчейн Wax. Самопровозглашённый король блокчейнов в сфере NFT позволяет своим пользователем коллекционировать цифровые активы от популярных брендов, художников и предметы из игр. Игры, на этом блокчейне, которые можно выделить уже сейчас – это Alien Worlds и R-Planet, и где-то на подходе будут игра Colonize Mars и многие другие.

За прошлый квартал оборот NFT в экосистеме игры Alien Worlds составил более 2 миллионов единиц. За это же время в игре R-Planet было продано 43 тысячи NFT, но в последние недели активность игроков увеличивается, так как в игру внедрили новые функции. Учитывая отсутствие комиссий при обмене и относительную дешевизну NFT на Wax неудивительно, что на нем происходит большинство рыночной активности в этой сфере.

Только за прошлый квартал на блокчейне Wax было проведено 2,3 миллиона транзакций, связанных со сферой NFT, что значительно превышает активность на других блокчейнах (на Ethereum и Ronin было проведено в общей сложности только 779 тысяч NFT транзакций).

Мы ожидаем, что игровая активность в сети Ethereum продолжит снижаться, поскольку проекты, связанные с геймингом, будут всё больше переходить на сайдчейны и другие блокчейны.

Количество продаж NFT на различных блокчейнах

Количество продаж NFT на различных блокчейнах во втором квартале 2021 г.

Самые крупные игровые проекты второго квартала 2021 года

Во втором квартале 2021 года во всех наиболее крупных блокчейн-играх наблюдался прирост аудитории.

Обращаем ваше внимание на то, что все эти игры используют решения, которые позволяют игрокам не платить комиссии за транзакции. Наиболее популярными решениями являются Wax, Ronin, Hive и EOS.

Самой популярной игрой этого месяца можно, без сомнения, назвать Axie Infinity. Как только разработчики из команды Sky Mavis запустили сайдчейн Ronin и перенесли на него всю экосистему игры, игровая активность начала зашкаливать. Теперь каждый день со смарт-контрактами Axie Infinity взаимодействуют в среднем 7 894 кошельков (статистика за июнь). По сравнению с показателями марта 2021 года рост составил значительные 848%.

Однако, это ещё не всё. Статистика выше учитывает только ежедневные взаимодействия со смарт-контрактами, но далеко не все игроки каждый день забирают свои награды. Если говорить о пользовательской базе в целом, то игра Axie Infinity насчитывает 300 тысяч ежедневных пользователей (это свидетельствует о том, что только 2,5% игроков ежедневно забирают свои награды). Именно из-за того, что игрокам необязательно взаимодействовать со смарт-контрактами ежедневно, пользовательская база иногда указывается ниже, чем, например, в игре Alien Worlds, где игроки постоянно обращаются к смарт-контрактам.

В апреле 2021 года игра Alien Worlds тоже обрела чрезвычайную популярность. Количество кошельков, ежедневно взаимодействующих с контрактами игры в марте составляло 18 922, а уже в июне эта цифра возросла до 258 728. Причины такого успеха – это механика “play-to-earn”, простой геймплей и низкий порог входа. Всё это привело к тому, что за прошедшие три месяца аудитория игры выросла на 1267 %. Стоит отметить, что игрой никак не возбраняется иметь несколько аккаунтов, так что у игроков одновременно может быть два, три или даже десяток аккаунтов.

Вслед за Alien Worlds следует блокчейн-игра R-Planet, построенная на Wax. У R-Planet приток аудитории составил 340%, то есть сейчас с игрой взаимодействуют 13 151 кошельков ежедневно. Ещё стоит отметить игру Upland. Количество её аудитории в июне выросло на 77% и составило 29 386 уникальных кошельков. Среди наиболее популярных игровых приложений меньше всего успеха снискал проект Splinterlands. Он может похвастаться скромным ростом на 13% и 8 614 ежедневно взаимодействующих кошельков.

Самые популярные блокчейн-игры

Прирост аудитории ряда блокчейн-игр по сравнению с первым кварталом 2021 г.

Виртуальная земля в Метавселенных тоже пользуется популярностью

В прошлом квартале мы наблюдали значительное повышение спроса на недвижимость и землю в Метавселенных. Для тех, кто незнаком с этим понятием, Метавселенная – это пространство, где пользователи могут свободно обмениваться цифровыми предметами, сервисами, валютой и информацией. В пределах Метавселенной существуют виртуальные миры, к которым пользователи могут подключиться с помощью своих криптокошельков и приобрести виртуальные участки земли. За прошлый квартал объем торгов на виртуальную землю и виртуальную недвижимость составил 42,6 миллиона долларов, что явно свидетельствует о повышающемся спросе.

Сейчас чрезвычайно сложно выделить продукт именно как виртуальный мир, поскольку и в игровых мирах пользователи могут покупать землю в виде NFT. Примером игровых миров могут служить такие проекты как VulcanVerse, Ember Sword, My Neighbor Alice и другие. Среди действительно виртуальных миров, не ограниченных какой-либо игровой механикой мы можем выделить Cryptovoxels, Decentraland, Somnium Space и The Sandbox. В совокупности объем торгов в этих мирах составляет 42,6 миллиона долларов. По сравнению с первым кварталом 2021 года прирост составил 63% (в первом квартале объем составлял 25,6 миллиона долларов).

Объем торгов в виртуальных мирах

Объем торгов виртуальной землей в различных виртуальных мирах (млн USD)

Внимание широкой общественности виртуальные миры привлекли в начале второго квартала 2021 года. Именно тогда издание CNBC сообщило, что виртуальные миры являются “фейковыми” мирами. Однако, это только подстегнуло спрос, о чем свидетельствуют несколько крупных покупок в виртуальных мирах Decentraland и The Sandbox на сумму более чем 500 тысяч долларов. В это же время разработчики и игровые сообщества продолжили добавлять новый функционал для своих виртуальных земель. Например, в проекте Somnium Space вы теперь можете исследовать виртуальный мир на машине, а в проекте Decentraland покупать физические товары напрямую из виртуального мира.

Как было упомянуто ранее, спрос на виртуальные миры не ограничивается только четырьмя проектами. Свидетельством этому может послужить то, что за прошлый квартал проекты My Neighbor Alice и Ember Sword продали виртуальную землю на миллионы долларов. В скором времени в игре Aavegotchi запустится свой виртуальный мир, в карточной игре Dark Country запуск уже состоялся, а в проекте Upland уже долгое время продаётся виртуальная недвижимость.

Коллекционеры тратят большие суммы на аватары в виде NFT

В первом квартале 2021 года коллекционеры NFT потратили 229,5 миллиона долларов на цифровые изображения в проектах Hashmasks и CryptoPunks. Поскольку на работах в этих проектах изображено “лицо”, они отлично подходят, чтобы устанавливать их в качестве аватара в различные социальные сети. Кроме того, эти NFT используются в качестве аватара ещё и в виртуальных мирах, позволяя пользователю успешно скрывать свою личность. Возможно, это подтолкнуло спрос на данный тип NFT, и во втором квартале общий объем продаж составил 380,7 миллиона долларов.

Вероятно, что именно проект CryptoPunks зародил этот тренд. Хоть они и не первые, кто выпустил NFT, коллекция криптопанков явно имеет большой вес в этой сфере. Набор этих пиксельных изображений со временем стал невероятно ценным (чего стоит только продажа экземпляра Alien Covid Punk аукционным домом Sotheby за 11,8 миллиона долларов).

Однако, другие проекты тоже стараются не отставать.

Одним из наиболее заметных проектов, похожим на CryptoPunks стал проект Hashmasks, запущенный в феврале 2021 года. После него появилось ещё множество проектов, которые представляли цифровые аватары в виде NFT.

Во втором квартале 2021 года появились проекты, в котором NFT служили принадлежностью определенному клубу или сообществу. Из наиболее известных можно выделить Artvatars, Meebits, VeeFriends и Bored Ape Yacht Club. В этих проектах ценность NFT определялась не их редкостью или изображением, а скорее социальной составляющей: доступом к определенному сообществу или правом получить определенный контент. Например, проект Meebits может стать вашим цифровым 3D аватаром, NFT от Bored Apes дают вам доступ к эксклюзивному мерчу, RTFKT Studios делают уникальную обувь для владельцев NFT от CryptoPunks, а если вы владеете NFT от VeeFriends у вас будет эксклюзивный доступ на их мероприятия в реальном мире. В целом такого рода NFT это хороший способ создания сообщества фанатов, которые будут вносить определенный вклад в экосистему проекта.

Объем торгов в сфере коллекционирования NFT

Объем торгов коллекционных NFT во второй половине 2021 г. (млн USD)

Стоит учесть, что только объем торгов не даст вам полную картину происходящего. Проект Meebits имел огромный успех при запуске, но со временем его объем торгов сильно упал. Примерно в то же время запустился Bored Ape Yacht Club, но их объем торгов вырос с момента запуска.

Ниже вы можете увидеть статистику, отражающую этот процесс.

Объем торгов проектов Bored Ape Yacht Club и Meetbits

Сравнение динамики объемов торгов в проектах Bored Ape Yacht Club и Meetbits

Как видно на картинке, проект Meebits, при запуске, имел ошеломляющий объем торгов. После этого объем резко упал, и сейчас мы можем наблюдать только небольшой всплеск активности. Однако, у проекта Bored Ape Yacht Club совершенно другой вектор развития. Изначально они не могли похвастаться большим объемом, но со временем они начали набирать обороты и даже смогли превзойти свой первоначальный объем.

У торговых площадок для NFT теперь новый фокус

Любая продажа NFT происходит на одной из торговых площадок и сейчас наиболее популярными становятся площадки без комиссий. Поскольку в данной статье мы сравниваем первый квартал 2021 года со вторым, нам придется оставить в стороне торговую площадку игры Axie Infinity. Однако, стоит упомянуть, что объем торгов на ней за прошедшие 30 дней составил более 500 миллионов долларов, так что Axie Marketplace определенно является участником рынка, с которым стоит считаться.

В феврале и марте 2021 года в разгаре популярности был проект NBA Top Shot, основной идеей которого была продажа баскетбольных моментов в виде NFT. Моменты от крупных звезд лиги NBA в то время продавались за десятки тысяч долларов. Во втором квартале проект NBA Top Shot потерял 67% от объема торгов (от 467 миллионов долларов до 153 миллионов). Это можно связать с тем, что первоначальный цикл хайпа ушел, пока Dapper Labs решала проблемы с масштабируемостью.

В то же время объем торгов на площадке OpenSea увеличился на 60%, а на Atomic Market аж на 968%. В долларовом эквиваленте OpenSea всё ещё остается лидером по объему торгов с её 218 миллионами, в то время как на Atomic Market, несмотря на всплеск популярности, объем торгов составил лишь 12,2 миллиона долларов.

Объем торгов NFT на торговых площадках

Объем торгов на основных торговых площадках, связанных с NFT (млн USD)

Что интересно, когда мы сравнивали показатели первого и второго квартала, то заметили, что пользователи, как правило, отдают предпочтения торговым площадкам с бесплатными транзакциями. Второй особенностью стало то, что пользователи не испытывают абсолютно никаких проблем с покупкой относительно дешевых NFT: будь то предметы коллекционирования, игровые NFT или NFT из сферы DeFi.

Несмотря на то что объем торгов в долларовом эквиваленте на площадке NBA Top Shot упал, количество проданных NFT даже немного увеличилось (от 3 млн до 3,8 млн во втором квартале). У площадки Atomic Market, с её совокупным объемом лишь 12,2 миллиона долларов, количество проданных NFT составило 1,78 миллиона. Это на 806% больше, чем в предыдущем квартале.

Количество продаж NFT на основных торговых площадках

Сравнение количества продаж NFT в первом и втором квартале 2021 г. (тысячи шт.)

NFT никогда не подразумевалась как технология, доступная только тем, кто готов тратить миллионы долларов. Предполагать это совершенно абсурдно. Главной целью технологии NFT было изменить представление о владении цифровыми активами и понятие их ценности. Стоить NFT могут как 1 доллар, так и 10 тысяч и они всегда будут доступны в любом ценовом диапазоне.

Что действительно важно, когда мы говорим о дешевых NFT, то это покупка без высоких комиссий. Если пользователь при покупке NFT столкнется с высокой комиссией, то он, как правило, включит эту комиссию в стоимость своего NFT при перепродаже, что сделает невозможным покупку действительно дешевых NFT. Эту идею хорошо понимает команда Atomic Market, которая построила свою торговую площадку на блокчейне Wax. Успех этой площадки в целом показывает, куда будет двигаться рынок NFT: невзаимозаменяемые токены станут торговаться в широком ценовом диапазоне, будут доступны на разных платформах и без проблем смогут быть перемещены.

Расцвет индустрии геймифицированных финансов

Для клиентов традиционной банковской сферы, инвестиционная деятельность — это пассивный процесс. Однако, на блокчейне дела обстоят совсем иначе: доходное фермерство или же просто фарминг является куда более активным процессом. Для того чтобы получать высокий доход в этой сфере нужно постоянно оптимизировать процесс заработка и переносить свои средства в проекты, которые предлагают более высокий доход. Традиционный фарминг сам по себе содержит некие элементы игровой механики, но GameFi переносит индустрию совершенно на иной уровень.

Разработка GameFi проектов уже сейчас ведется на таких блокчейнах как Polygon и Binance Smart Chain. Среди наиболее известных мы можем выделить Mobox, Cometh и Aavegotchi. Эти приложения не так сильно и отличаются, например, от Alien Worlds. В основе каждого из них лежит объединение фармерства и игровых элементов в один увлекательный финансовый продукт. Некоторые люди считают, что будущее финансовой сферы непременно будет связано с элементами геймификации и в этом случае, проекты GameFi должны будут занять в ней лидирующую нишу.

Такой проект как Mobox функционирует на сети Binance Smart Chain и включает в себя фарминг, стейкинг NFT и игровой процесс. Так же как и большинство DeFi проектов, на запуске Mobox привлек большое внимание. За первый месяц на платформе было проведено сделок в общей сложности на 26 миллиардов долларов (подсчитывались такие операции, как предоставление ликвидности, стейкинг токенов и др.). После первоначального хайпа объем торгов упал: в июне было проведено сделок на 55,6 миллиона долларов, что примерно соответствует показателям проекта Aavegotchi.

Проект Aavegotchi запустился на блокчейне Polygon в марте и за месяц было совершено сделок на 14,6 миллиона долларов. Во втором квартале 2021 года, команда проекта озвучила огромные планы на будущее, включая новых призраков Gotchi и даже запуск многопользовательской онлайн-игры в жанре RPG. За второй квартал Aavegotchi провели сделок на 8,7 миллиона долларов.

Проекты Mobox и Aavegotchi это лишь два примера большого тренда геймификации финансовых приложений. Но механика этого тренда может работать и по-другому: в этом случае мы можем говорить о добавлении определенных финансовых услуг в игры. Рост популярности игр с моделью play-to-earn объединяет индустрию развлечений с индустрией финансов и нам становится сложно поставить проект в определенные рамки. Иногда мы можем назвать готовый продукт play-to-earn игрой, а иногда GameFi приложением. В конце концов, главная цель геймификации – сделать использование продукта увлекательным и добиться того, чтобы процесс использования приложения привлекал новых пользователей и удерживал старых.

Заключение

Игровая индустрия на блокчейне сейчас находится на перепутье. По мере того как технология все больше распространяется, разработчикам становится легче внедрять блокчейн в игры, а пользователям становится приятнее играть. Немаловажным моментом для игроков являются быстрые и дешевые транзакции, чем могут похвастаться такие блокчейны как Wax, Polygon и Immutable X. Однако, в долгосрочной перспективе геймерам будет важен именно геймплей, что потребует привлечения традиционных игровых компаний.

Повышенный спрос на виртуальную землю и цифровые NFT аватары говорит нам о том, что пользователям также интересна концепция Метавселенной. Метавселенные медленно развиваются и заявляют о себе как об обновленной версии интернета. Их пользователи владеют различными цифровыми товарами, начиная от членства в определенном сообществе до игровых предметов и виртуальных земель. Вся эта виртуальная экономика завязана на токенах, которые расширяют индустрию и наделяют новыми возможностями каждого геймера.

В ближайшие месяцы стоит пристально следить за развитием сферы GameFi и игровой модели play-to-earn. Оба этих продукта позволяют генерировать доход с помощью игровых механик. В зависимости от количества этих механик мы можем говорить — является ли продукт игрой с моделью play-to-earn или геймифицированным DeFi приложением.

Присоединяйтесь к нашему DAO, где мы совместно вкладываем в новые криптовалюты:

Отчет подготовлен компанией DappRadar, перевод сделан авторами сайта КРИПТОБИЖИ.РФ

Какие игровые проекты зацепили вас? Давайте обсудим в комментариях. 

© Материал подготовлен для сайта рейтинга КРИПТОБИРЖ и может быть открыто распространен с указанием авторства.
Автор статьи:
Дмитрий Смирнов
Открыть счёт
  • Наша методика расчета рейтинга учитывает следующие параметры: объем торгов за 24 часа, индекс доверия и соотношение числа положительных отзывов к общему числу отзывов.