Мы в соц.сетях
Главная » Аналитика » “Фэнтези-Голливуд” — персонажи под контролем DAO
“Фэнтези-Голливуд” — персонажи под контролем DAO
Опубликовано 20.11.2021

Управление вымышленными персонажами с помощью DAO

Каждый день мы потребляем развлекательный контент, который построен вокруг одного или нескольких персонажей. Серия успешных персонажей вполне может стать основой для запуска собственной франшизы — как это было, например, со “Звёздными войнами”, “Марвел” и “Гарри Поттером”. Подобные франшизы существуют десятилетиями и используются для производства сразу нескольких типов контента.

Проблема в том, что сейчас права на наиболее узнаваемых персонажей, закреплены за одной крупной компанией. Это значит, что у фанатов нет никакой власти, не говоря уже о прямом праве на владение. На сегодняшний день фанаты ограничены лишь пассивным потреблением того контента, что создаёт компания и никоим образом не могут повлиять на процесс. Даже в случае покупки акций, инвестор весьма ограничен в своём влиянии на какого-то одного персонажа, или франшизу, поскольку крупные компании зачастую имеют сложную, многообразную структуру и управляют сразу множеством различных продуктов. Процедура голосования на общем собрании коллекционеров никогда не была и не будет направлена на то, чтобы инвесторы могли выбирать, какой актёр должен сыграть их любимого персонажа в следующем фильме или же принимать другие важные решения.

Некоторые посчитают дикостью даже просить об этом, но как мы видим, преданные фанаты уже на протяжении долгого времени формируют онлайн-сообщества, организуют кампании и даже публикуют собственные фанфики. Вместо того чтобы игнорировать такие сообщества, владельцы интеллектуальной собственности могли бы вовлечь фанатов в свой творческий процесс, дать им возможность предлагать свои идеи и вместе работать над проектами.

Технологии криптоиндустрии, такие как децентрализованные автономные организации (DAO) и невзаимозаменяемые токены (NFT) могут здорово в этом помочь, предоставив фанатам новые возможности повлиять на развитие персонажа и даже получить права собственности. Это не только позволит разграничить рабочие процессы, но и поможет онлайн-сообществам самим предлагать новых персонажей. Возможно, это приведёт к тому, что персонажи станут более полно отражать ценности поддерживающего их сообщества.

Биржа Binance в июне 2021 года открыла маркетплейс NFT, зарегистрируйтесь сейчас по уникальным условиям — кэшбэк от 10% до 20% (зависит от секции биржи) — воспользоваться можно будет позже:

Управление персонажем “по-новому”

Уже сейчас некоторые процессы начинают меняться — взгляните, например, на всплеск интереса к ESG-инвестированию (вид инвестирования, при котором особое внимание уделяется экологическим, социальным и управленческим критериям), распространение инвест-активизма (покупка небольших долей акций компаний и попытка повлиять на их деятельность путём публичной огласки) и появление фанатских сообществ для практически любого автора контента. У всех этих процессов есть нечто общее: в каждом из них заинтересованные стороны пытаются найти новые способы инвестировать время и деньги в поддержку того, что им нравится.

И сейчас мы стоим на пороге того, что то же самое произойдёт и с интеллектуальной собственностью на вымышленных персонажей.

На заре моей карьеры я был сотрудником альтернативной платёжной системы электронной коммерции TrialPay (впоследствии выкупленной Visa). Там я работал с одними из самых успешных разработчиков игр free-to-play: занимался тем, что помогал привлечь аудиторию и монетизировать виртуальные экономики их продуктов. Одна игра, в частности, послужила примером того, какую силу имеет передача фанатам “единоличного” контроля над популярным персонажем. Игра называлась Kim Kardashian: Hollywood (выпущена в 2014 году компанией Glu Mobile). Это была простенькая игрушка, где пользователь играл за персонажа Ким Кардашьян: выбирал, как она будет выглядеть, что сегодня наденет и на какие вымышленные съёмки пойдёт.

Притом что игра добилась оглушительного успеха, игровая валюта и все решения, принятые фанатами, были ограничены рамками игрового мира: можно сказать, что игра продемонстрировала потенциал единоличного управления популярным персонажем, но так и не предложила игрокам действовать сообща и придумывать какие-то новые варианты развлечений.

Что если бы вместо этого фанаты могли придумывать и внедрять собственных персонажей, а остальные имели возможность с ними взаимодействовать и даже разделять прибыль в случае их успеха?

Концепция DAO и её экономическая модель

Представляю вам DAO — децентрализованные автономные организации, которые позволяют людям по всему миру организовывать сообщества по интересам, создавать новых персонажей, и всё это при взаимодействии с реальным капиталом — очень похоже на то, что предлагают фэнтези-лиги для фанатов спорта (владение спортивной командой и возможность получения дохода).

Существует рынок и для децентрализованной версии “фэнтези Голливуда” — просто он ещё не реализован.

Как DAO могут помочь его реализации? Если в двух словах, то DAO — это сеть, управляемая смарт-контрактом, или же само исполняющимся кодом на блокчейне, которая берёт на себя обязательство исполнять определённые команды для участников DAO. Весь процесс управления и исполнения команд происходит с минимальным участием, либо же без участия, центрального регулирующего органа. Любой, у кого есть мобильный телефон и интернет может принять участие в DAO, а децентрализованная организация может выпустить токен и вознаградить участников в зависимости от их вклада (либо по другому иному фактору). Токены помогают управлять DAO и увеличивают свою ценность (причём не только финансовую) по мере того, как всё больше людей присоединяется к сети. Благодаря такой экономической модели, участники заинтересованы сделать свою сеть как можно более полезной, пользуясь своими токенами для принятия верных решений.

Первое успешное поколение DAO было построено в основном вокруг финансовых протоколов: держателям токена предоставлялась возможность управлять работой финансовых инструментов посредством проведения голосований. Несмотря на то что такая модель положительно повлияла на работу децентрализованных финансовых протоколов и, можно сказать, подарила жизнь экосистеме DeFi, большинство обывателей не имеют достаточного финансового опыта, знаний или интереса, чтобы принимать специфичные финансовые решения, например, какой у протокола должен быть коэффициент обеспечения.

К счастью, концепцию DAO можно применить не только к финансовой сфере, она может использоваться в любой сети, в которой у людей общие интересы и стимулы. Следующее поколение DAO начинает формироваться вокруг творческих объединений, позволяя авторам контента привлекать финансирование и совместно с фанатами работать над новыми проектами (такие DAO ещё называют “творческими”).

При этом DAO можно построить не только вокруг авторов контента, но также и вокруг персонажей. Вместе участникам сообщества гораздо легче будет продвигать своего персонажа широкой аудитории.

Создание сообщества вокруг персонажа

На сегодня существует по крайней мере два способа построить сообщество вокруг персонажа, решить вопрос об интеллектуальной собственности, обозначить цифровую идентичность, и получить финансовую выгоду в случае успеха персонажа на рынке.

В ближайшие годы их появится гораздо больше, а пока давайте я на примере проиллюстрирую эти два:

CryptoPunks

Криптопанки демонстрируют нам первый способ, в котором основатель, компания Larva Labs, выпустила 10 000 NFT персонажей с уникальными характеристиками. Вокруг коллекции криптопанков сформировалось сообщество коллекционеров со своими особенностями поведениями и правилами, например, такими как использование своего NFT в качестве аватара в социальных сетях. Несмотря на то что в 2017 году Larva Labs раздавали панков бесплатно, сообществу удалось привлечь внимание к проекту и добиться объёма торгов, превышающего 680 миллионов долларов (при самой крупной продаже одного панка стоимостью в $7 млн).

Вместо того чтобы просто держать панков на своём кошельке, коллекционеры начали сотрудничать с другими проектами; вместе они начали придумывать истории, чтобы “вдохнуть в панков жизнь”. Первый способ показывает NFT как бы в роли строительного блока LEGO, где они служат основой для построения новых продуктов. Например, не так давно группа коллекционеров запустила отдельный проект, под названием PUNKS Comic — серию комиксов, описывающих предысторию шестнадцати криптопанков.

Стоит отметить, что инициативы сообщества появляются совершенно независимо от компании Larva Labs. Вдохновлённые оригинальной серией криптопанков, участники воплощают собственные идеи, всё больше и больше расширяя эту вселенную. Новые истории на базе панков могут и сами стать NFT, при этом сообществу для этого не нужна никакая лицензия или разрешение на монетизацию. Несомненно, фан-арт может увеличить привлекательность и традиционных персонажей, которыми владеет какая-то одна компания, но фанаты, как правило, не получают от этого никакой выгоды.

Если рассматривать PUNKS Comic, то фанаты, которые стоят за этим проектом, уже имеют одного или нескольких панков из оригинальной коллекции. В случае успеха PUNKS Comic криптопанки привлекут ещё большую аудиторию, что в конечном счёте повысит спрос. В таком случае в выигрыше оказываются и создатели PUNKS Comic, и компания Larva Labs, и все остальные держатели криптопанков.

Твит о punks comic, пример связи NFT и DAO

За день до анонса аукциона Christie’s по продаже криптопанков мне удалось выцепить панка #9973 всего лишь за 15.85 ETH.
Теперь вы сможете наблюдать за тем, как он превращается в жёсткого костолома “Черепа” в рамках серии Punks Comic. Чуть позже выложу окончательную версию персонажа в цвете.
У каждого панка есть своя история.

Aku

Можно пойти другим путём и построить сообщество вокруг персонажа, который уже имеет предысторию и характерные черты. В этом случае задачей коллекционеров будет определить его дальнейшее развитие. В качестве примера такого подхода можно привести персонажа Aku — молодого чёрного космонавта, созданного бывшим бейсболистом (и художником-самоучкой) Мика Джонсоном.

Всё началось с того, что Мика случайно услышал как его племянник спрашивает у мамы, может ли космонавт быть чёрным? Поскольку космонавтов афроамериканского происхождения не так часто встретишь в NASA, у мальчика просто не было примера для подражания. Этот факт вдохновил Мику нарисовать своего племянника в космическом шлеме, чтобы попытаться воодушевить и показать, что он сможет достигнуть своей мечты. Чуть позже рисунок чёрного мальчика в шлеме космонавта стал полноценным NFT-персонажем.

Когда я впервые наткнулся на работу Джонсона и немного пообщался с сообществом, я был крайне удивлён тем, что именно миллионы пользователей – а не частные организации – могут определять ценность той или иной работы, и без труда приобрести связанный с ней токен. Более того, они могут использовать этот токен, чтобы показать, что они часть сообщества, другими словами, чтобы обозначить свою культурную идентичность в онлайн-пространстве.

Это имеет важное значение для таких художников, как Джонсон, и для всех других, которые уже имеют фанатскую базу или пытаются её построить. Несмотря на то что афроамериканская культура занимает важное место в мировой культуре, её авторы, как правило, получали лишь малую часть дохода от своих работ. Приятно видеть, что сейчас талантливые темнокожие художники продвигают свою культуру с помощью NFT. Такое чувство, что мы стоим на пороге зарождения нового движения, цифрового афроамериканского ренессанса, о котором я писал ранее.

NFT работа "I am" с персонажем Aku

NFT “I am” от Мики Джонсона

Спустя несколько месяцев после запуска Aku, Мика Джонсон объявил, что собирается выпустить десять коротких мультфильмов в формате NFT об истории персонажа и его похождениях. Первые два мультфильма из этой серии не только собрали $2 млн, но и помогли выстроить вокруг Aku неравнодушное сообщество, которое видит в этом персонаже ролевую модель для всех темнокожих детей и считает его символом экономического процветания афроамериканцев. Поскольку NFT напрямую принадлежат коллекционерам, ранние почитатели Aku получают свои дивиденды от успеха персонажа, что в конечном счёте ещё больше повышает спрос на связанные с ним продукты.

Традиционные медиа тоже начинают обращать внимание на персонажей, которыми владеют и управляют участники сообщества: Мика не только успел поработать с дизайнерами над созданием 3D-модели Aku, но теперь всё идёт к тому, что Aku станет первым NFT, который появится на телеэкранах.

Бизнес-модель сообщества, построенного вокруг персонажа

В обоих способах построения сообществ, представленных выше – что при создании истории персонажа с нуля, что при участии в его дальнейшем развитии – NFT помогают артистам понять, какой будет спрос на прообраз их персонажа. Можно назвать это пробой, минимально жизнеспособным продуктом (MVP) или проверкой “соответствия персонажа рынку”. Получается, что ранние коллекционеры NFT служат индикатором того, насколько персонаж зайдёт широкой аудитории.

По сравнению с традиционными фокус-группами, которые никак не заинтересованы лично, такая модель даёт артисту и другим коллекционерам более сильный отклик. Если рынок хорошо реагирует на персонажа – достаточно хорошо, чтобы коллекционеры желали потратить сотни или даже тысячи долларов – автор понимает, что персонаж действительно цепляет.

Как только вокруг персонажа образуется первый круг коллекционеров, задачей станет дальнейшее расширение сообщества, развитие персонажа и его дистрибуция по всем социальным и медиаплатформам. По правде говоря, я считаю, что использование этой модели может пойти на пользу всем – как артистам-одиночкам, так и крупным организациям. Довольно часто крупным компаниям бывает сложно сделать какой-то совместный проект, потому что они рассматривают другую компанию как прямого конкурента. Даже если фан-базы компаний пересекаются, руководители довольно неохотно берутся за коллаборации между персонажами. Конечно, время от времени они делают кроссоверы (как, например, DC и Marvel), но всё равно всегда действуют в рамках возможной конкуренции. Использование NFT и DAO вполне может стать решением этой проблемы.

Давайте поговорим о том, что особенного предлагает новая модель.

При разговоре с такими художниками как Мика, я понял, что идея заключается в том, чтобы создать децентрализованное повествование, где каждый участник сообщества может предложить дальнейшее развитие сюжета и каким-либо образом повлиять на персонажа. Вы можете спросить, как это будет происходить? Одним из вариантов станет распределение между держателями NFT токенов управления, которые будут использоваться при голосовании по каким-то ключевым вопросам. Такой вид сотрудничества между автором и аудиторией можно встретить уже сейчас, а со временем, когда участники рынка полностью осознают его творческую и финансовую выгоду, он станет ещё более распространённым.

Следующим вопросом может стать, не ещё ли это один вид привлечения средств — один из худших способов создания качественного персонажа — и не будет ли этот подход принижать видение автора? Я думаю, что нет, потому что с помощью криптонативного подхода можно очень чётко обозначить стимулы каждого участника: при правильном подходе автор персонажа действительно может стать лидером децентрализованного сообщества фанатов. Возможно, совсем скоро мы увидим как участники сообщества открывают публичные запросы предложения (RFP) для того, чтобы художник или агентство разработали какой-то определённый контент о персонаже. Эта практика уже используется в других индустриях, например, при написании open source приложений, так почему бы не внедрить её в сферу искусства?

Какие преимущества есть у того, что за управление персонажами возьмётся DAO?

Технологии NFT и DAO способны на многое. Вот вам ещё один вариант применения, вполне имеющий право на жизнь:

  1. Один из участников сообщества пишет черновую версию короткометражного фильма или мультсериала. Держатели токена — члены сообщества, которые приобрели NFT/социальные токены и получили право голоса — голосуют, одобрить ли им этот черновик. В случае одобрения проекту выделяется первоначальный бюджет из средств сообщества.
  2. Затем в дело включаются продюсерские компании. Каждая компания снимает трейлер со своим видением проекта. Сообщество оценивает все предлагаемые трейлеры и решает какой компании направить дальнейшее финансирование.
  3. Член сообщества, который написал черновую версию, работает в качестве креативного директора, следя за тем, чтобы продюсерская компания не вносила в проект излишние коррективы и придерживалась видения сообщества.
  4. Прибыль, полученная с покупки оригинальных NFT и других “дропов”, перенаправляется в сокровищницу сообщества и затем используется для создания дополнительного контента вокруг NFT персонажа. Это позволит повысить узнаваемость бренда и привлечь аудиторию.

Всё это может показаться далёким от реальности, но это не так. Просто вспомните, с каким энтузиазмом деятели искусства изучают NFT и другие способы взаимодействия с фанатами. Сама интероперабельность криптоинструментов способствует инновациям и появлению новых идей с сумасшедшей скоростью.

Какими ещё преимуществами обладают NFT и DAO?

  • Более быстрый рабочий цикл. Из-за владения только персонажем – и передачи процесса производства сериалов, фильмов, игр на аутсорс – сообщества получают возможность создать глобальную франшизу куда быстрее традиционных компаний. Вместо того чтобы фокусироваться на создании одного типа контента за раз, “DAO, управляющие персонажем” могут спонсировать одновременно несколько шоу, фильмов, игр и мерча (как настоящего, так и цифрового). Небольшие, модульные сообщества гораздо более открыты к экспериментам, а криптоинструменты им в этом только помогают.
  • Упрощённая организация сотрудничества. Так как вокруг разных персонажей появится сразу несколько творческих DAO, владельцы в разных проектах, несомненно, будут пересекаться. Но это даже к лучшему. Благодаря тому что пользователь может владеть сразу несколькими персонажами, появляется возможность сделать между ними коллаборацию. Например, DAO могут поработать над созданием контента, который будет включать сразу несколько персонажей из разных коллекций. Это пойдёт на пользу как тому, так и другому сообществу при полном отсутствии конкуренции между ними.
  • Согласованные стимулы внутри DAO. Участники сообщества получат стимулы поддерживать проект в качестве потребителей и продвигать его в качестве амбассадоров. Каждый успешный медиапродукт приведёт новую аудиторию, которая тоже захочет принять участие в развитии увиденного в кино персонажа.
  • Культурное разнообразие. Помимо возможности отобразить свою малочисленную культуру (напр. этническое или религиозное меньшинство) в одном из персонажей, DAO & NFT способствуют разнообразию рассказанных историй. Вместо того чтобы пытаться отыскать подходящего персонажа, группы родителей со схожими взглядами могут объединить усилия и создать собственного. Такой подход позволит привить ребёнку правильные (с точки зрения родителей) ценности.
  • Увеличение стоимости активов и рост доходов. DAO, управляющая персонажем – это не какая-то благотворительная инициатива, а вполне серьёзная коммерческая организация. С ростом аудитории, спрос на токены управления и NFT тоже начнёт расти, что выльется в дополнительный источник финансирования. Его можно будет направить на то, чтобы произвести ещё больше медиаконтента.

Вопросы, связанные с управлением DAO

Не стоит забывать и о том, что DAO это не просто какая-то абстрактная криптоконцепция, а в первую очередь объединение людей. Наряду с тем, что децентрализованные организации предлагают новые типы сотрудничества с учётом общих интересов и целей, они могут столкнуться и с некоторыми сложностями: как эффективно управлять такой структурой, как её масштабировать и как организовать ежедневные процессы? Для полноценного ответа на эти вопросы нужно провести немало экспериментов, а я пока постараюсь поделиться своими мыслями:

Какие типы решений должны приниматься DAO? Если сообществу приходится голосовать по самому незначительному вопросу, процесс голосования будем менее интересным, менее эффективным и, скорее всего, привлечёт меньше участников. С другой стороны, если вопросы, которые встают перед сообществом, будут слишком глобальными, у участников может сложиться впечатление, что они недостаточно контролируют процесс.

Кто будет в ответе за ежедневные административные задачи и задачи по управлению сообществом? Я бы сказал, что DAO более эффективны как “креативный совет директоров”, где участники голосуют по важным стратегическим вопросам и вопросам развития персонажа Все остальные задачи могут быть переданы сторонней компании с помощью RFP.

Как DAO будут поддерживать репутацию своего персонажа? У крупных франшиз есть довольно чёткие правила, что их персонажи могут говорить или делать. Это сделано для того, чтобы добиться последовательности действий, обозначить идентичность и выработать характерные черты. Децентрализованному сообществу тоже потребуется создать какой-то свод принципов для своего персонажа, к которому участники смогут обращаться при составлении технического задания. Если сообщество преследует цель выпустить сразу несколько типов контента с участием своего персонажа на разных платформах, несомненно, некоторые из них будут успешнее других. Ключевое отличие от традиционных компаний в том, что такого рода эксперименты доступны только в формате DAO.

Как DAO будет перенаправлять прибыль, полученную вне блокчейна в своё казначейство на блокчейне? В случае с продажей NFT полученную прибыль могут перераспределить сами держатели токена. Однако для того чтобы обрабатывать платежи вне блокчейна (т.е. платежи, полученные из “реального мира”) DAO может потребоваться помощь сторонних компаний.

***

Благодаря появлению таких криптоинструментов как NFT и DAO, стоимость создания нового персонажа, производства контента, и проверки, насколько он зайдёт широкой аудитории, стремительно идёт вниз.

Это положительно складывается не только на деятелях искусства, у которых теперь есть возможность построить своё сообщество, но и на простых потребителях. Теперь они могут принимать более активное участие в работе артиста — вместе с ним создавать увлекательные истории. Также появление NFT & DAO помогает найти новые источники дохода и свою аудиторию другим, ранее обделённым вниманием группам, например, родителям или малоизвестным авторам.

Статья подготовлена по материалам блога Future от фонда a16z.

Что вы думаете о идее построения сообществ вокруг персонажей? Делитесь мнением в комментариях.

Присоединяйтесь к нашему DAO, где мы совместно вкладываем в новые криптовалюты: © Материал подготовлен для сайта рейтинга КРИПТОБИРЖ и может быть открыто распространен с указанием авторства.
Автор статьи:
Дмитрий Смирнов
Открыть счёт
  • Наша методика расчета рейтинга учитывает следующие параметры: объем торгов за 24 часа, индекс доверия и соотношение числа положительных отзывов к общему числу отзывов.