Мы в соц.сетях
Главная » Аналитика » Участие DAO в зарождении культуры на блокчейне
Участие DAO в зарождении культуры на блокчейне
Опубликовано 08.09.2021

Как DAO может повлиять на культуру криптоиндустрии

На краю степи у излучины реки жили люди. На одной стороне реки жили пастухи, а на другой расположились лесники. У пастухов в цене были топоры и плетёные корзины, а лесники ценили шкуры и шерсть животных. Соседствующие общины всё ближе знакомились друг с другом и вскоре начали заниматься торговлей.

Через несколько лет у излучины реки был разбит временный лагерь. Этот лагерь стал прекрасным местом для встречи двух народов: там они вели торговлю, обедали и обменивались историями. Торговцы стали приезжать туда всё чаще и чаще. На месте временного лагеря был разбит постоянный и вскоре он стал городом. Пастухи и лесники обосновались там и обслуживали путников, которые забредали в город, чтобы продать свои товары.

(по ссылке вы получите постоянный кэшбэк комиссий 20% на бирже Binance, зарегистрируйтесь сейчас по уникальным условиям — воспользоваться можно будет позже)

Благодаря хорошему местоположению для торговли, город стремительно разрастался и вскоре стал довольно богатым. Наиболее обеспеченные торговцы строили себе дома, а также возводили здания, где могут собираться люди. Торговцы использовали своё богатство, чтобы сделать свой город ещё более популярным: они строили храмы, театры, школы и библиотеки; финансировали работу священников, драматургов, учителей и ученых, а те взамен наделяли город самобытной культурой.

Становление культуры и связь с DAO

Примерно так было основано большинство крупных городов нашей цивилизации. Наиболее удачное место для торговли становилось постоянным местом проживания людей. По мере роста торговли росло и благосостояние общины, которое, в свою очередь, шло на строительство мест для досуга и обучения. Такие места служили для развлечения и просвещения местных жителей, а также привлекали странников.

Когда СМИ пишут о создании культуры на блокчейне, они часто склонны представлять её какой-то автономной, отдельной от всего. Так, как будто культура на блокчейне создана на пустом месте. Мы сами, когда писали материал о творческих ДАО, описывали их как стартапы, которые возникают только благодаря воображению их создателей. Всё это возможно, если продукты, которые такие ДАО создают, станут невероятно популярными, но более вероятно, что первые ДАО пойдут по пути развития первых городов. То есть составляющими успеха проектов станут финансовая поддержка постоянных посетителей и помощь сообщества.

В криптоиндустрии наиболее успешные протоколы подобны той излучине реки, хороший протокол — это идеальное место, где потоки (в данном случае денежные) текут по обоим направлениям: создание ценности и торговля. Если пользователи такого протокола получают право им управлять, то он переходит из разряда продукта, которым пользуются только в случае необходимости, в продукт, который имеет под собой определенное сообщество. Протокол становится “поселением” (эту аналогию я позаимствовал из замечательной дискуссии от A16Z). Следующим шагом должно стать построение культуры вокруг этого “поселения”, и учитывая то, что протоколы проектов обладают внушительным казначейством, финансовые ресурсы для построения своей культуры у них есть.

Как же выглядит эта культура?

Крипта – это “народ”, определенные сообщества которого имеют свою самобытную культуру. Самый простой пример — это так называемое мемное искусство, которое возникает вокруг определенных криптовалют: “лазерные глаза” в знак поддержки биткоина, работа широко известного художника Beeple “Into the Ether” и так далее. Все эти начинания яро поддерживаются инвесторами-фанатами посредством покупки NFT. Другим примером самобытной культуры стало создание веб-сайтов, которые помогают новичкам понять, чем занимается протокол, как им пользоваться и как можно извлечь из этого прибыль. Одним из таких сайтов является сайт Zed Gazette, который помогает разобраться в симуляторе скачек Zed Run и даже выпускает собственный мерч. Ещё одним сайтом, который помогает разобраться в определенном протоколе является сайт The First Mint. Его основали фанаты продукта NBA Top Shot для всех поклонников этой коллекционной игры. Проект Uniswap вывел создание культуры для своего протокола на совершенно иной уровень, позволив художникам создавать уникальные NFT для отображения LP позиций.

Но это всё только начало. С ростом протокола у держателей токена развивается чувство ответственности и они более охотно участвуют в развитии проекта и построении экосистемы вокруг него. Как в ранней цивилизации, так и на раннем развитии протокола существуют разные виды инвестиций, которые помогают обеспечить “город” необходимой инфраструктурой, свободным доступом и должным уровнем привлекательности. Так как держатели токена владеют протоколом и заинтересованы в его успехе, роль токенов меняется от операционной (я продаю, чтобы заработать) к состоятельной (я держу ради права на управление). Такой механизм стимулирует пользоваться и принимать участие в развитии протокола как резидентов (держателей токена), так и туристов (те, кто с протоколом незнакомы). Если утверждение, что “мем – это идейный посыл” верно, то культура, которую построит вокруг себя протокол, вполне может стать его главной отличительной чертой.

В криптопроектах уровень заинтересованности сообщества и уровень финансирования гораздо выше, чем в традиционных компаниях. Казначейства таких проектов наполняются с невиданным ранее масштабом и скоростью. Только взгляните какими ресурсами располагают самые успешные протоколы:

Трэжери протоколов

Сумма средств в казначействе популярных протоколов

Что именно могут создать участники творческих DAO и на что могут пойти средства протоколов?

  • Наиболее очевидный вариант: произведения искусства, которые помогают отождествлять себя с определенным протоколом. Например, художник DAO может нарисовать серию NFT и отправить их держателям токена, причем набор NFT может зависеть от количества токенов, истории и вклада участника в сообщество. Поскольку тема Метавселенных набирает популярность, NFT в будущем могут стать визитной карточкой участника протокола при нахождении в Метавселенной: это может быть брендированная одежда/аксессуары или даже средства передвижения. Такие NFT будут своего рода метаэквивалентом лого на футболках или наклеек на бамперах (слушайте, никто и не говорил, что вся культура должна быть элитарной).
  • Ещё одним ценным продуктом может стать справочный материал по всем блокчейн-проектам, так называемая “Крипто Википедия”. На данный момент нет такого ресурса, который вмещал бы себя качественную, проверенную информацию по большинству проектов, токенов и концептов криптоиндустрии (а если где и есть информация, то в ней крайне тяжело разобраться). Только с помощью ДАО (или её аналога, похожего на способ управления википедией) можно собрать и содержать команду экспертов, которые смогут составить и своевременно обновлять такую энциклопедию.
  • Также ценными культурными институтами могут стать финансовые СМИ и программы просвещения для криптосообщества. Представьте себе канал CNBC, вещающий 24/7, но только о крипте — интервью с ведущими разработчиками, успешными инвесторами, регуляторами и политиками. Программы, которые помогают начинающим инвесторам ознакомится с рисками этого рынка, узнать что такое ликвидность, волатильность и так далее. И всё это может полностью управляться с помощью ДАО.
  • Чрезвычайно полезными могут стать продукты, которые предлагают образовательный контент: курсы по всему, что связано с разработкой программного обеспечения; курсы ведения бизнеса в криптоиндустрии и тому подобные. Инвестирование в подобные проекты определенно принесёт пользу крипторынку.
  • Что насчёт более развлекательного контента, например, фильмов? Механизмы децентрализации поощряют креативные решения и борются с цензурой, так почему бы не снять серию фильмов о том, как создатели контента и сообщества используют блокчейн для самовыражения? Или о том как художники и изобретатели боролись с цензурой и централизованным контролем в прошлом? Может быть замахнемся на целый кинофестиваль?
  • Новые процветающие сообщества часто развивают собственную музыкальную культуру, звуки и стиль которой выделяют их на фоне других сообществ: европейское буржуазное сообщество 18 века любило оперу, бэби-бумеры отдавали предпочтение рок-н-роллу. На блокчейне тоже начинает формироваться своя музыкальная культура. Уже сейчас есть такие проекты как Songcamp, где музыканты могут создавать коллаборации и делиться результатами с другими участниками. Хотите узнать, как звучат мелодии блокчейна? Переходите по ссылке и наслаждайтесь.
  • Также нетрудно представить финансирование дебатов, юридических и политических конференций, лоббистской деятельности и даже полноценных научно-технических журналов. Возможно, что мы увидим даже финансирование реальных общественных мероприятий.

Безусловно, у каждого протокола своя миссия и сообщество будет поддерживать разные культурные проявления. Блокчейн, который посвящен борьбе с излишним потреблением электроэнергии, вероятно, привлечет людей, которые будут создавать продукты, направленные на решение экологических проблем. Сообщество проекта Hicetnunc уже приняло решение выпускать свои NFT на более экологичном блокчейне, чтобы не вредить нашей планете ещё больше.

Что действительно интересно во взаимодействии культуры и экономики это то, что зачастую культурная составляющая только помогает экономическому развитию. Если в небольшом городе был построен собор или храм, то это всегда привлекало больше людей на его рынки. Заблудшие туристы принимали решение остаться и вести здесь дела именно из-за того, что им понравилась культура города. Глубокая приверженность городской культуре среди местных жителей затем выражалась в инвестициях в инфраструктуру и защите города от нападений.

Искусство несёт в себе огромную эмоциональную мощь, которая влияет на умы людей. И эту мощь определенно не стоит недооценивать. Обычно, для того чтобы появились какие-то значимые произведения искусства должно пройти немало времени; часто они остаются незамеченными или даже кажутся, на первый взгляд, странными. Возьмём, для примера гимн Нью-Йорка, который играет на всех значимых событиях: спортивных мероприятиях, парадах, и что немаловажно – во время самых тяжелых дней эпидемии COVID–19. Изначально песня “New York New York” была записана для весьма посредственного фильма с Робертом Де Ниро и Лайзой Минелли, и только потом подхвачена Фрэнком Синатрой. Её мелодии… бум ба бум ба бум… Скольких людей эта песня вдохновила на поездку или даже переезд в Нью-Йорк? Скольким она дала надежду во время эпидемии? Эта песня настолько проникла в ДНК Нью-Йорка, что это уже не песня из фильма и даже не песня Фрэнка Синатры. Это песня города Нью-Йорк.

Возможно, мы сейчас наблюдаем зарождение такой культуры в криптоиндустрии. Более того, её становление может пройти гораздо быстрее, чем мы привыкли, потому что в криптосфере есть такие финансовые механизмы, которые мы до этого и представить не могли. Если это так, то определенно понадобятся структуры, которые будут управлять тем, как развивается культура протокола и такой структурой может стать DAO. По мере культурного развития будут создаваться аналоги протоколов, субкультуры которых будут развивать собственную идентичность. Это, несомненно, будет раздражать тех людей, кто глубоко предан изначальному протоколу и его сообществу. Будут разногласия. Будут созданы безвкусные продукты на скорую руку. Но в конце концов, победителем из этой гонки выйдет тот протокол, который сумел создать успешное, поддерживающее сообщество.

Потому что в криптоиндустрии всё решает мягкая сила.

Статья подготовлена по материалам блога Dark Star.

Какие культурные проявления на блокчейне можете вспомнить вы? Обсудим в комментариях?

Канал в Telegram: Рады подарить вам постоянную скидку 20% на спотовые комиссии на бирже Binance:

(по ссылке вы получите постоянную скидку 20% на спотовые комиссии и 10% в секции фьючерсов на бирже Binance, возможна покупка криптовалюты с карт Visa/Mastercard/МИР и платежных систем Qiwi и других)

  • Наша методика расчета рейтинга учитывает следующие параметры: объем торгов за 24 часа, индекс доверия и соотношение числа положительных отзывов к общему числу отзывов.