Путь к Bitcoin
Аксель сделал транзакцию на 7 BTC, дождался подтверждения, закрыл ноутбук, достал смартфон и написал своему партнеру по бизнесу с другого конца Земли: “Биткоины у тебя, начинаем работать”. В его голове пронеслась мысль: “Как же здорово, что теперь есть возможность так быстро послать деньги без всяких согласований. Это настоящее финансовое Чудо!”
Аксель: Вед, помнишь, как мы лет десять назад пересылали деньги Карлосу?
Вед: Да, это был ещё тот квест. Сначала наш банк устраивал нам допросы почти неделю, как будто мы занимаемся чем-то преступным. Потом ещё Карлос две недели получал эти деньги. Мир менялся, а мы ждали. И вся эта бюрократическая машина только задерживала прогресс.
Аксель: В итоге стройка началась на двадцать дней позже планируемых сроков. Это же всё экономические потери, и только из-за кого? Кому-то в банке захотелось устроить дополнительные проверки.
Вед: Они не сами выбирают это, большинство требований им диктует центральный банк или головной офис.
Аксель: Это не отменяет архаичности системы.
Вед: Знаешь, они сами себя загнали в круговорот повышенного контроля и с каждым годом их засасывает всё глубже. Создаются всё бОльшие требования, ограничения и предписания. Они бы и сами рады выйти из этого круга, но чем больше контролируешь, тем сильнее жажда централизации. И этот порочный круг усиливает сам себя. Все эти правила, все эти стены, которые строились вокруг нас… Все ради чего? Ради иллюзии безопасности? Или чтобы удержать власть над нами?
Аксель: В масштабе польза от контроля уже меньше создаваемых косвенных издержек. Люди вынуждены терять время, бегать за ненужными бумажками, заниматься бюрократией. В итоге непроизводительное занятие занимает дни, а иногда и месяцы. Драгоценное время уходит. Эта система… Она была как старый дом, где всё трещит и готово рухнуть. Но вместо того чтобы построить что-то новое, его продолжают подпирать.
Вед: Теперь есть альтернатива, которой ты только что и воспользовался. Если заглянуть глубже, то потеря времени из-за банковского ещё не самое печальное в фиатных деньгах. Страшно то, что благодаря им происходит самый большой грабеж за историю человечества. И происходит он незаметно для большинства людей.
Аксель: Имеешь в виду скрытые комиссии и транзакционные издержки?
Вед: Это капля в море. Однажды Генри Форд сказал: “Хорошо, что народ не понимает, как работает наша банковская система. Иначе завтра же случилась бы революция”. Главный бандит – печатный станок. Сейчас я тебе объясню на примере песка. Представь, что нас всего трое в нашей мини-экономике: ты, я и Карлос. Песок – это деньги, и у меня есть песок в неограниченном количестве.
Аксель: Как-то не очень честно.
Вед: Так и работает современная банковская система. Кто-то теряет здоровье за песок, другие денно и нощно создают товары, третьи занимаются политикой, а кому-то достаточно просто зачерпнуть очередную порцию песка и приобрести за него всё необходимое.
Аксель: Разве деньги так просто напечатать?
Вед: Для нас с тобой нет, для них – да. Конечно, для видимости там созданы запутывающие всех нормативы и правила, но по факту залить рынок новым песком можно так же просто, как я могу зачерпнуть песок с того пляжа (Вед указал в сторону моря).
Аксель: И так происходит везде? Всегда было так?
Вед: Это очень долгая история. Конечно, всегда так не было. Были времена, когда для появления на рынке “нового песка” необходимо было сначала положить соответствующее ему количество золота, но от этой системы отказались. Сейчас новый песок можно забрасывать в рынок без всякого обеспечения. Это правило работает для “золотого песка”. А вот песок попроще можно производить только в том случае, если “ты положил в хранилище достаточное количество золотого песка”.
Аксель: Золотая жила какая-то.
Вед: Создатели золотого песка очень рады своему изобретению, но мироздание не обмануть. Вселенная так работает, что между сущностями должен происходить равноценный обмен энергиями. Если кто-то начинает хитро подворовывать, то найдутся силы, которые выравнивают баланс.
Аксель: А Биткоин работает более органично?
Вед: В протоколе Биткоина всё прозрачно, никто не может зачерпнуть песок без усилий, поэтому создателям “золотого песка” он очень не нравится.
Аксель: Но биткоинов очень мало, их не хватит на всех и мировая экономика перестанет расти.
Вед: Во-первых, экономический рост не является самоцелью. Во-вторых, для этого есть альткоины. Любой новый бизнес может получить финансирование не через механизм кредитов, а через эмиссию токенов бизнеса. И это со всех сторон более честный способ финансирования предприятий.
Аксель: Поясни, в чем его честность?
Вед: Оценку перспективности бизнеса производит рынок в виде миллионов инвесторов, а не парочка сотрудников банка. У бизнесмена нет дамоклова меча в виде банковских процентов. И мы так не кормим создателей “золотого песка”. Конечно, всё это не снимает с бизнесмена ответственности. Если он не будет развивать свое дело в соответствии с обещаниями, то это увидит весь рынок благодаря прозрачности блокчейна. В следующий раз ему уже вряд ли кто-то даст деньги.
Аксель: А как перейти глобально на такую модель?
Вед: Пробовать, ошибаться, усваивать уроки, экспериментировать снова. Этим люди уже занимаются. Была целая ICO эра, длившаяся год, затем годовая эпоха биржевых запусков токенов. Там было много обмана, но так всегда происходит в новых сферах. Сейчас на рынке небольшая апатия. До большинства бизнесменов ещё не дошло понимание плюсов схемы токенизации бизнеса. Нужно время.
Аксель: Биткоин – это мост в новую экономику.
Вед: И никто не знает, что ждёт нас после перехода в новую эру. Неизвестность может пугать, а может воодушевлять и вдохновлять. Мне нравится второй вариант. Тем более я вижу, что песок затягивает людей. Ничего не остается, как побежать навстречу неизведанному.
Аксель: Пойдем вместе. Посмотрим, что скрыто за горизонтом.
Вед: У нас всё получится. Вселенная любит всех, но смелых больше. Будем первопроходцами.
WAO: творцы снова вернулись на путь счастья.
Автор текста про “Путь к Bitcoin” был вдохновлен NFT № 245 от проекта WAODAO
WAODAO ежедневно выставляет на аукцион одну NFT дня. Вы можете купить её и тем самым достичь двух целей: инвестиции в диверсифицированный портфель из криптовалют + поддержка современного искусства. Вы вместе с нами?
На текущий момент коллекция состоит из 245 NFT, а в портфеле 19.67 ETH. Сделки проходят на известном маркетплейсе Opensea.
© Материал подготовлен для сайта рейтинга КРИПТОБИРЖ и может быть открыто распространен в сети при указании авторства.