Мы в соц.сетях
Главная » Аналитика » Метавселенная – цепочка создания ценности
Метавселенная – цепочка создания ценности
Опубликовано 01.09.2021

Web3, NFT, Метавселенная и экономика прямого взаимодействия с Аватаром

Эта Метавселенная будет гораздо более масштабной и могущественной, чем что-либо другое. Если контроль над ней получит одна центральная компания, она станет могущественнее любого правительства и будет править планетой.

Тим Суини, генеральный директор Epic Games

Миллионы Beeple

В период с 11 по 13 декабря художник по имени Майк Винкельман, известный под псевдонимом Beeple, продавал свои работы напрямую коллекционерам через онлайн-аукцион Nifty Gateway.

Первым признаком того, что это не будет похоже на Sotheby’s или Christie’s было приветствие, которое участники торгов видели при входе на сайт:

Ха-ха-ха, окей, похоже мы по уши увязли в этом ублюдке
Покупайте, зарабатывайте криптовалюты вместе с редакцией сайта КРИПТОБИРЖИ.РФ

Затем была сама структура аукциона:

  • Три работы были оценены в 969 долларов каждая и были доступны для торгов в течение пяти минут. Любой желающий мог приобрести одну или несколько этих работ.
  • Другое произведение стоило 1 доллар за каждую из сотни доступных копий. Их раскупили за считанные секунды.
  • Еще двадцать одну работу распродавали поочередно, по правилам обычного аукциона: выигрывает тот, кто предложит самую высокую цену.
  • В конце художник выставил на аукцион “THE COMPLETE MF COLLECTION” – коллекцию включающую все двадцать пять работ, проданных ранее.

Наконец, самым примечательным было само искусство. Коллекция Everydays состояла из произведений цифрового искусства, подкрепленных невзаимозаменяемыми токенами (NFT), которые используются для подтверждения подлинности, дефицита и права собственности на цифровые активы.

Beeple Everydays

За эти три дня Beeple заработал 3,5 миллиона долларов.

Метавселенная и Web3

Аукцион Beeple – это один из многих проектов, которые начали возникать в последнее время и пробудили мой интерес к Web3, NFT, DeFi, а также заставили меня задуматься о том, будут ли они взаимодействовать с Метавселенной и как это будет выглядеть.

Меня уже долгое время будоражит потенциал Метавселенной. Я писал об этом здесь, и здесь, и здесь. Я думаю, что Web3 – децентрализованная эволюция Интернета, это ключ к Метавселенной. А NFT являются мостом между Web3 и виртуальной экономикой Метавселенной.

Я знаю, что многое из этого звучит неправдоподобно. Мои взгляды относительно Метавселенной и блокчейна, гораздо оптимистичнее взглядов большинства людей, не занимающихся криптовалютами. По сравнению с людьми, которые больше ориентированы на финансы, мои взгляды прямо-таки техноутопичны.

И все же, всякий раз, когда я слышал, что Метавселенная станет многомиллиардной экономикой или что Web3 – это новый Интернет, что Биткойн будет стоить 100 тысяч долларов, DeFi устареет, а децентрализация – наш лучший выбор в борьбе с большими страшными корпорациями… Я не воспринимал это всерьез.

Концепция, выстроенная вокруг Web3, как это часто бывает у зарождающихся движений, очень идеалистична. Идея заключается в том, чтобы при помощи технологий создать не требующие доверия системы, отнять власть у корпораций и передать ее в руки людей. Я думаю, что именно поэтому я не воспринимал это как реальную альтернативу тому, как все устроено на сегодняшний день.

Но я погрузился в эту тему достаточно глубоко и, кажется, теперь понял. Я понимаю, как децентрализованная сеть может из концепции, которую продвигает небольшое количество энтузиастов, стать массовым явлением, и что децентрализованный Интернет имеет реальные экономические преимущества, а архитектура Web3 будут играть решающую роль в создании полноценной Метавселенной.

Чего мне не хватало, чтобы поверить в эти идеи, так это четкой области применения, такой как NFT, и понимания бизнес-моделей и цепочек создания ценности, лежащих в основе многих из этих концепций. Да, в этом много идеализма, но здесь есть также ощущение создания новой экономики, в которой ценность возвращается в руки людей, которые участвуют в ее создании. “Это капитализм, детка”.

Сегодня я сделаю все возможное, чтобы разобрать эту тему. Web3 и Метавселенная – это две независимые идеи, которые могут пересекаться, а могут и не пересекаться. Я думаю, что в первом случае будущее будет гораздо более захватывающим. Чтобы понять – почему, мы сперва разберем концепцию Web3 и погрузимся в тему NFT, затем перейдем к Метавселенной, а потом попробуем представить, что может произойти, если объединить эти идеи.

Оглавление статьи

В будущем вы все чаще будете слышать о Web3 (включая DeFi), NFT и Метавселенной, и если вы оставите их без внимания, то можете остаться за бортом. Так что я предлагаю вам совершить вместе со мной путешествие в кроличью нору.

Многое покажется вам странным. Готовы?

Ready Readr One

“Первому читателю приготовиться”

Что такое Web3 и почему это важно? 

Позволю себе сделать грубое обобщение относительно вас – читателей. Оно будет основано только на том, что вы читаете Not Boring: вы слышали термины Метавселенная, Web3 и NFT, но вы не стали бы ставить деньги на свою способность дать определение каждому из этих терминов, и вы не знаете, как и где они пересекаются. Вот для чего мы здесь.

Для начала, нам нужно дать определение Web3. Это фундаментальное понятие для данной статьи.

Web3

Источник: HackerNoon

Web3– это возврат к идее раннего Интернета со встроенными суперспособностями. Decrypt, медиа-платформа, которая обозревает децентрализованную паутину, начинает свое описание Web3 с этих слов: “это следующая крупная итерация Интернета, призванная забрать контроль у централизованных корпораций, которые сегодня доминируют в Интернете”.

Хотя такое описание может вызвать энтузиазм у ранних пользователей и разработчиков, в глазах более широкой аудитории оно не делает Web3 никаких одолжений. Оно объясняет нам, против чего выступает Web3, а не то, для чего это нужно.

Лучший способ описать положительные качества Web3 – это совершить краткий экскурс в историю Интернета с Тони Шенгом и Крисом Диксоном в качестве гидов.

Ранний интернет в период с 1980-х и до начала 2000-х годов – Web 1.0, был децентрализован. Он был построен на базе ряда открытых протоколов, на основе которых любой человек мог создавать что-то свое.

Например, HTTP для веб-сайтов, SMTP для электронной почты, SMS для обмена сообщениями, IRC для чата и FTP для передачи файлов. Преимущество этой концепции заключалось в том, что протоколы были в целом согласованы и не подлежали изменению; я мог создать веб-сайт на HTTP, и, если бы у людей был адрес этого сайта, они могли бы перейти непосредственно на него, не пользуясь услугами посредников.

Как сказал Диксон:

“Это означало, что люди или организации могли наращивать свое присутствие в Интернете, зная, что правила игры в дальнейшем не изменятся”.

Это были прямые взаимоотношения между создателем и потребителем. Тем не менее, у Web 1.0 было несколько серьезных недостатков:

  • Протоколы без фиксации состояния. Протоколы Web 1.0 не фиксировали состояние или пользовательские данные. Выражение “сбор пользовательских данных” сегодня приобрело негативный оттенок, но то что протоколы Web 1.0 не фиксировали состояние означало, что владельцы веб-сайтов даже не знали, посещал ли конкретный пользователь их сайт ранее, и не могли соответствующим образом адаптировать пользовательский опыт.
  • Техническая сложность. Вам нужно было обладать техническими знаниями, чтобы создать присутствие в Web 1.0, а это означало, что обычным людям это было недоступно.
  • Недостаток протоколов. В Web 1.0 не было стандартных протоколов для многих вещей, которые сегодня питают Интернет: платежей, поиска, приложений, социальных сетей, торговли, кредитования и многого другого.
  • Протоколы не приносили денег! Представьте, что вы разрабатываете протокол HTTP, видите, как на его основе создаются продукты, совокупная ценность которых составляет триллионы долларов, и не можете получить свою долю, за исключением, разве что, гонораров за публичные выступления, консалтинговые мероприятия и доходов с продажи книг.

Концепция Web 2.0 (с середины 2000-х годов по настоящее время) появилась, когда предприниматели поняли, чего не хватает Web 1.0 и создали продукты, чтобы заполнить эти пробелы и извлечь из этого прибыль.

Эти компании не просто фиксировали состояние, они агрегировали его, собирая огромные массивы ценных пользовательских данных. Они делали это так, что любой человек мог участвовать и создавать присутствие в сети – подумайте, насколько легче создать страницу в Facebook в сравнении с разработкой веб-сайта. Они обернули существующие протоколы в удобные пользовательские интерфейсы и создали де-факто продукты, в которых не существовало протоколов. Шэн описывает переход от Web 1.0 к Web 2.0 вот так:

Агрегаторы состояния стали доминирующей силой в Интернете, и одним из неожиданных последствий появления Интернета 2.0 было то, что эти агрегаторы заменили многие из первоначальных открытых протоколов. Интернет 2.0 также показал нам мощь сетей. В отсутствие открытых протоколов агрегаторы состояния выступали в качестве протоколов для новых областей Web 2.0. 

Web 2.0

Web 2.0 – это чертовски круто. Благодаря Web 2.0 я пишу для вас эту статью. Вероятность того, что я выясню, как писать статьи на базе протокола SMTP равна нулю. А многие из вас нашли Not Boring через агрегаторы, такие как Twitter.

Но и здесь есть свои проблемы. Твиттер, например, может в любой момент заблокировать мой аккаунт, и я не смогу забрать с собой никого из своих подписчиков. Они заблокировали даже президента Соединенных Штатов (мое мнение: хорошего решения тут не было, они выбрали лучший из плохих вариантов).

Или более удачный пример: Facebook, как известно, позволил брендам и издателям наращивать аудиторию на, казалось бы, бесплатной платформе, а затем изменил правила, заставив их платить за возможность охватить свою собственную аудиторию.

Диксон описывает переход от Web 1.0 к Web 2.0 как S-образную кривую. Вначале централизованные платформы делают все возможное для привлечения пользователей, разработчиков и бизнеса, чтобы создать многосторонние сетевые эффекты.

Платформы

Однако, как только они создали эти сетевые эффекты и знают, что пользователи, разработчики и компании находятся в их руках, они переключаются с “привлечения” на “извлечение”. Самый простой способ увеличить доход – начать взимать плату за привлечение клиентов с компаний и разработчиков и показывать клиентам рекламу или продукты на основе накопленных данных.

Откровенно говоря, я не думаю, что это плохо по своей сути. Я мог бы покинуть Twitter, если бы почувствовал, что со мной поступают несправедливо. И действительно, многие люди удаляли Facebook после скандала с Cambridge Analytica и многих других инцидентов, произошедших с тех пор.

Это рынок. То, как в настоящее время устроен Интернет, позволяет компаниям получать прибыль, и они это делают.

Таким образом, Web3 – это не столько идеалистический бунт против Web 2.0 (хотя это хороший маркетинговый инструмент), сколько естественная эволюция рынка, ставшая возможной благодаря новым технологиям.

Web3 – это следующая версия Интернета, построенная на криптоэкономических сетях, таких как Биткоин и Ethereum. По словам Диксона, “Криптосети сочетают в себе лучшие черты первых двух поколений интернета: это децентрализованные сети, управляемые сообществом, и они обладают возможностями, которые в конечном итоге превысят возможности самых передовых централизованных сервисов.

В основе Web3 лежит идея протоколов консенсуса и стандартов, в которые встроены деньги. Я предпочитаю думать об этом как о серии API с открытым исходным кодом, которые любой может использовать для создания своих продуктов в соответствии с согласованным набором правил. Со временем они приобретают финансовую ценность, а эта ценность распределяется между всеми, кто вносит свой вклад в развитие API.

Вместо создания изолированных продуктов, Web3 создан для интероперабельности. Это ключевая концепция для нашей статьи, имейте это в виду.

Децентрализованные финансы (“DeFi”), которые, как следует из названия, являются попыткой построить новую финансовую систему без центральных финансовых институтов, это один из наиболее перспективных уровней Web3. Из-за того, как создаются продукты DeFi, их часто называют “денежными Лего”.

В своем посте от 2019 года, Building with Money Legos, DeFi-компания Totle написала следующее:

На одном только DeFi Prime представлено около двухсот проектов, каждый из которых имеет свои уникальные функции и инфраструктуру. Это означает, что, если вы выберете любые три из двухсот перечисленных инструментов, у вас будет 1 313 400 различных комбинаций на выбор для создания нового финансового продукта.

Это отражает одно из преимуществ API, о котором я писал ранее, а именно:

Существует также определенное конкурентное преимущество, которое можно получить за счет того, как вы используете API для создания своей компании и продукта.

Комбинированный эффект от использования нескольких действительно гибких API и поиска хороших вариантов их совмещения создает бесчисленное множество потенциальных способов организации рабочих процессов. Компании, основанные на использовании API, превращают программное обеспечение в нечто похожее на настраиваемые строительные блоки.

У этого сходства есть причина. Web3 также использует API для взаимодействия между программными продуктами.

Web3 Stack

Основные различия между Web 2.0 и Web3 заключаются в уровнях 0-2 и в том, как архитектура влияет на то, где в системе накапливается ценность.

В то время как некоторым людям нравится конфиденциальность, которую предлагает Web3, или тот факт, что “человек” больше не будет владеть вашими данными, но на мой взгляд, суть не в этом. Дело не в том, кто больше не владеет вашими данными, а в том, кто ими владеет: вы. В мире криптовалют это называют “Суверенной идентичностью”.

Несмотря на то, что многие люди заработали на Биткоине, Ethereum или других альткоинах огромные суммы денег, я всегда рассматривал движение Web3 как анти-капиталистическое. Я был очень далек от истины. Основная цель, которую преследует Web3, является самой что ни на есть капиталистической – устранить посредников.

Это означает, что вместо того, чтобы позволить агрегаторам забирать себе большую часть ценности, можно создать более прямую связь между поставщиками и потребителями.

Web3 - создание ценности

Речь идет не о том, чтобы убрать из системы деньги, а о том, чтобы эти деньги доставались тем людям, которые создают, и людям, которые потребляют, а также людям, которые поддерживают и улучшают саму сеть.

Речь идет о том, чтобы привязать данные и деньги каждого пользователя непосредственно к ним самим (суверенная идентичность), создать публичный реестр с записями, которые подтверждают, что пользователь действительно владеет тем, чем он владеет (блокчейн), и позволить ему использовать свои активы и данные в любом уголке сети, а также извлекать из этого выгоду (интероперабельность).

Часть магии Web3 заключается в том, что здесь деньги встроены непосредственно в протоколы. Биткойн и Ethereum, два основных протокола, на которых построен Web3, имеют механизмы вознаграждения участников, встроенные непосредственно в их код. Если бы то же самое было верно для Web 1.0, состояние Тима Бернерса-Ли было бы гораздо больше десяти миллионов долларов.

Новые интернет-деньги, которые можно обменивать без посредников, открывают совершенно новые бизнес-модели. Это то, что меня больше всего восхищает в Web3: новые бизнес-модели, и новые цепочки создания стоимости, которые возникают благодаря устранению посредников.

Новые проекты строятся на основе открытых протоколов, которые стремятся преобразовать финансы (DeFi), коммерцию (dCommerce) и все то, что мы в настоящее время делаем в Web 2.0. Все они планируют заменить посредников алгоримами и позволить пользователям владеть своими данными. По максимуму развивая непосредственно сами протоколы, они создают одноранговую сеть в соответствии с первоначальным видением Интернета.

И мир (или, по крайней мере, Twitter) начинает обращать на это внимание.

По данным платформы анализа аудитории Pulsar, в прошлом году термин “DeFi” упоминался в социальных сетях 8,8 миллиона раз (рост на 571% по сравнению с предыдущим годом), а в августе этот показатель превзошел упоминания о “блокчейне”.

DeFi в соцсетях

Это хороший знак – когда области применения технологии начинают вызывать больше интереса, чем сама технология. Это означает, что реальность начинает поспевать за потенциалом.

Однако! Хотя все это имеет смысл на бумаге, интерфейсы Web3 зачастую все еще неуклюжи и сложны в освоении для пользователей, не имеющих технических знаний.

Вот почему Coinbase, централизованная биржа, по-прежнему остается самой дорогой криптокомпанией.

Криптовалюты – это интересно и ценно, и я невероятно вдохновлен потенциалом DeFi, но я не встречал действительно крутого приложения, которым бы пользовались обычные люди, пока не узнал о возрождении NFT.

Невзаимозаменяемые токены и цифровое право собственности 

NFT – это один из самых ярких примеров зарождения новых экономик.

За три года до аукциона Beeple, в ноябре 2017 года, небольшая канадская венчурная студия под названием Axiom Zen взбудоражила мир блокчейна, выпустив серию цифровых коллекционных карточек с изображениями кошек.

CryptoKitties

Успех CryptoKitties был относительно мимолетным, но это событие окажет огромное долгосрочное влияние. Помимо того, что они (вроде как) симпатичны, могут размножаться (вы можете объединить две карточки для создания новых с уникальными характеристиками, связанными с их “родителями”), а объем связанных с ними транзакций на вторичном рынке составляет более 30 миллионов долларов, они запомнятся именно как первый цифровой актив, использующий стандарт ERC721 для NFT.

Но, давайте вернемся немного назад.

Невзаимозаменяемые токены (NFT) – это криптографические токены, которые доказывают подлинность, право собственности и дефицитность цифровых активов. Это серьезный прорыв в сфере цифровой экономики.

Биржа Binance в июне 2021 года открыла маркетплейс NFT, зарегистрируйтесь сейчас по уникальным условиям — кэшбэк от 10% до 20% (зависит от секции биржи) — воспользоваться можно будет позже:

По мере того как наши жизни все больше перетекают в онлайн, возможность владеть дефицитными цифровыми товарами становится все более важной, и рынок цифровых активов на основе NFT будет все больше напоминать рынок предметов роскоши.

Оригинальная сумка Birkin может стоить в сотни раз дороже, чем ее реплика, потому что подлинная вещь говорит что-то о человеке, который ей владеет. То же самое верно и для цифровых товаров – как связанных с модой, так и всех остальных.

Интернет, помимо прочего, хорош тем, что вы можете создать что-то один раз и распространять это бесконечное количество раз. Больше не нужно печатать книги или компакт-диски; пользователи могут просто загрузить электронную книгу на свой Kindle или послушать песню в Spotify.

Каждая копия книги или песни является взаимозаменяемой. Мне все равно, какую цифровую версию Old Town Road я слушаю, мне нужно просто послушать саму песню.

То же самое относится и к деньгам, которые были созданы чтобы быть взаимозаменяемыми. Вместо того чтобы думать о том, сколько раковин нужно обменять на сколько мешков риса, чтобы потом получить столько-то килограмм мяса, люди могут просто продать свои раковины за деньги, а затем использовать эти деньги для покупки мяса. 1 доллар – это 1 доллар.

Хотя технически хэши биткойнов можно отследить и, следовательно, они уникальны, Биткойн как ценность является взаимозаменяемым. Мне все равно, какой биткоин у меня в кошельке. Они все одинаковые.

То же самое относится и к токенам на блокчейне Ethereum, которые представляют цифровые валюты. Мне все равно, какой у меня ETH, BAT, UNI или SUSHI, главное, чтобы у меня была нужная сумма.

Все эти токены построены на основе одного и того же стандарта ERC20, который определяет целый спектр важной информации, такой как общий объем предложения, порядок передачи токенов и то, как одобряются транзакции.

Токены ERC20 могут представлять практически все, что имеет смысл отслеживать с помощью смарт-контракта Ethereum: деньги, очки репутации в социальной сети Web3, навыки персонажа в видеоигре или унцию золота.

В ноябре мы с Сари Азут писали о проекте Fairmint, который позволяет компаниям предоставлять свои акции заинтересованным сторонам посредством Непрерывного Соглашения о Будущем Капитале (CAFE). CAFE – это цифровые ценные бумаги, совместимые с ERC20.

Fairmint

Все перечисленные вещи объединяет то, что все они взаимозаменяемы: мне все равно, какой долей я владею в компании или какое конкретное очко репутации я получил.

Стандарт ERC-20

Но если Web3 и цифровые миры стремятся повторить реальный мир и некоторые из лучших элементов Web 2.0, им нужен способ доказать право собственности на уникальные и дефицитные цифровые активы.

В настоящее время, например, я могу купить скин (или наряд) в Fortnite, и, возможно, это будет единственная версия этого скина, которую продает Epic Games.

Этот скин невзаимозаменяем, но он опосредован Epic Games. Компания может захотеть сделать больше таких же скинов (что, кстати, они и сделали со скином Skull Trooper, который первоначально был доступен только определенным игрокам) или перестать поддерживать данный скин. К тому же вы, разумеется, не можете использовать этот скин в других виртуальных мирах, таких как World of Warcraft.

Любой цифровой актив сталкивается с теми же проблемами: если его легко скопировать, то у меня нет возможности доказать, что я владею подлинной вещью без участия посредника, а если он опосредован третьей стороной, то он подвержен изменениям.

NFT решают эту проблему, используя блокчейн для подтверждения права собственности и подлинности редких цифровых предметов. NFT используют стандарт ERC721, и каждый предмет, который они представляют, рассматривается как дефицитный, уникальный и аутентичный.

Стандарт ERC-721

NFT служит цифровым сертификатом подлинности, подкрепленным математикой. Он хранится в публичном реестре, который неопровержимо доказывает, что вы владеете единственным в своем роде цифровым (а иногда и физическим) активом.

Начиная с октября прошлого года, NFT стремительно набирают популярность. По данным Pulsar, за 2020 год “NFT” упоминались в социальных сетях почти 2 миллиона раз, что на 840% больше по сравнению с предыдущим годом. Популярность NFT растет даже быстрее, чем популярность DeFi.

NFT в соцсетях

Всплеск интереса к NFT, вероятно, был вызван ростом цен на Биткойн и Ethereum, благодаря которому тысячи крипто-энтузиастов стали миллионерами, но немалую роль также сыграл и Beeple.

В конце октября Beeple выставил на аукцион NFT, который должен был измениться в зависимости от того, кто победит на президентских выборах в США.

В случае победы Байдена, покупатель получил бы NFT, изображающий людей, проходящих мимо большого, толстого Трампа, лежащего без сознания, на которого приземляется птица Twitter и щебечет “🤡”. Если бы победил Трамп, NFT превратился бы в мускулистого Трампа, идущего сквозь пламя.

Beeple Elections: NFT по выборам Трампа и Байдена

Источник: Decrypt

Посмотреть на эти работы мог любой желающий. Все три варианта NFT: выборы, победа Байдена и победа Трампа, доступны для просмотра здесь.

Но, как и в случае с настоящим произведением искусства, ценность заключается в том, чтобы владеть достоверно подлинной вещью, а не копией. В итоге победитель торгов, Музей Криптоискусства, приобрел NFT за 66666.60 долларов.

Затем, в декабре, Beeple продал свою коллекцию Everyday с аукциона за 3.5 миллиона долларов. Это вызвало очередной всплеск интереса к NFT.

В итоге, к концу 2020 года, ценность NFT значительно возросла.

Когда в январе 2020 года OpenSea выпустила свою Библию невзаимозаменяемых токенов, среднемесячный оборот NFT составлял 2-3 миллиона долларов. К декабрю, по данным dapp продажи NFT составили более 10 миллионов долларов за предыдущие 30 дней. Это все еще небольшой рынок, но он быстро растет, а сама технология имеет огромные последствия.

Три проекта, которые демонстрируют растущую роль и потенциал NFT – это NBA TopShot, $WHALE и DIGITALAX.

NFT в дикой природе

В настоящее время создается множество новых продуктов и проектов, которые используют NFT. Например , когда мы писали о Fairmint, мы уделили особое внимание проекту Foundation, который позиционирует себя как “фондовая биржа культуры” и позволяет людям покупать и продавать NFT.

Сегодня я хочу отметить еще три проекта, потому что каждый из них представляет собой шаг вперед для NFT на разных фронтах:

  • NBA Top Shot: Благодаря официальному сотрудничеству с NBA, Top Shot удалось объединить спортивные коллекционные карточки с NFT и охватить широкую аудиторию.
  • $WHALE: “Первая социальная валюта, обеспеченная высокоценными активами”.
  • DIGITALAX: Создание “операционной системы” для цифровой моды с помощью цепочки поставок на основе NFT.

NBA TopShot

После ошеломляющего успеха CryptoKitties команда Axiom Zen:

  • Основала компанию под названием Dapper Labs;
  • Привлекла финансирование в размере 12 миллионов долларов от инвесторов, включая Samsung, a16z, USV и игроков NBA;
  • Запустила блокчейн для Open Worlds под названием Flow, чтобы избежать проблем с перегрузкой сети, с которыми они сталкивались в Ethereum;
  • Заключила партнерские отношения с NBA, UFC, Samsung, Warner Music Group и даже доктором Сьюзом.

В рамках сотрудничества с NBA, команда запустила проект NBA Top Shot. Они продают пакеты лучших моментов матчей NBA ограниченным тиражом в виде NFT, а затем позволяют владельцам торговать отдельными хайлайтами из своего пакета.

Например, за этот блок Зайона Уильямсона, просят 39 000 долларов!

Top Shot - Зайон Уильямсон

Источник: NBA Top Shot

(Примечание: Я выбрал этот пример наугад в пятницу, а вчера он стал самым дорогим Top Shot за все время, когда рыночная цена издания #1/50 составила 100 тысяч долларов. Мир NFT стремительно развивается).

Самая дорогая продажа на сегодняшний день произошла только на прошлой неделе, когда данк Леброна Джеймса был продан за 71 455 долларов. Это серьезные деньги! (Опять же, оставляю это здесь, чтобы показать скорость этого рынка).

Основные выводы, которые мы можем сделать из успехов NBA Top Shot выходят за рамки цен за хайлайты. На мой взгляд, здесь наиболее примечательно то, что это яркий пример платформы, основанной на NFT, которая сотрудничает с мейнстримной организацией и выводит NFT в массы.

Для этого они абстрагировались от криптографии – они не упоминают “NFT” или “криптовалюты” на своей домашней странице – и вместо этого сосредоточились на том, что криптография позволяет им делать: предлагать коллекционерам подлинные цифровые активы с ограниченным тиражом.

$WHALE

Достигнув некоторого успеха в некриптовалютных проектах и ранних инвестициях в Биткойн и Ethereum, в 2019 году человек, известный как WhaleShark, начал скупать NFT в играх, искусстве и недвижимости.

Он потратил на них более 1 миллиона долларов, а затем в мае 2020 года решил поместить все свои NFT в Хранилище (the Vault) и использовать их для обеспечения нового социального токена, $WHALE.

$WHALE

“$WHALE входит в мир криптовалют и NFT!
Революционная социальная валюта, подкрепленная более чем 2,900 из самых ценных NFT активов в мире”.

В отличие от многих крипто-токенов, стоимость которых основана на математике и вере, $WHALE является первым и наиболее ярким примером криптовалюты, поддерживаемой NFT, цена которой основана на стоимости NFT, которые находятся в Хранилище.

WhaleShark продолжает покупать NFT и помещать их в хранилище, а стоимость NFT растет в более широком плане, и в результате первоначальный миллион долларов превратился в токен с полностью разбавленной рыночной капитализацией в 58 миллионов долларов, частично принадлежащий сообществу посредством $WHALE.

Хранилище - The Vault

The Vault

Можете заглянуть в хранилище WhaleShark на OpenSea, чтобы ознакомиться с полным портфолио.

DIGITALAX

DIGITALAX создает операционную систему для цифровой моды, переосмысливая цепочку поставок в цифровом мире путем создания дефицита на основе NFT.

Цифровая мода - NFT

DIGITALAX основан на структуре “родитель-потомок”, в которой родительский NFT – конечный элемент – состоит из дочерних NFT, представляющих все материалы, узоры и цвета, которые используются при изготовлении одежды. Компания создала The DOF Sheet, “периодическую таблицу элементов цифровой моды”, в которой указаны цены на постоянно расширяющийся ассортимент исходных элементов.

NFT - элементы

Дочерние NFT основаны на более новом стандарте ERC1155, используемом для частично заменяемых токенов. Они представляют определенную категорию вещей, без привязки к конкретному предмету из категории.

Например, все бирюзовые узоры в правом нижнем углу таблицы будут подкреплены одними и теми же токенами ERC1155. Цены на некоторые виды исходных элементов, такие как алмазы и золото, привязаны к реальным ценам и колеблются в зависимости от них. Другие элементы, например узоры, оцениваются алгоритмически в зависимости от их сложности и назначения. Базовая цена за предмет цифровой моды складывается из совокупности его составных частей. Таким образом решается проблема справедливого ценообразования.

NBA Top Shot, $WHALE и DIGITALAX – это лишь три из множества областей применения NFT, которые сейчас исследуются в этом пространстве. Это первые попытки сделать цифровые предметы более похожими на физические.

В другом, более известном посте “Следующая прорывная вещь будет сперва выглядеть как игрушка”, Крис Диксон написал:

Причина, по которой действительно прорывные проекты проскальзывают мимо конкурентов, состоит в том, что поначалу их всегда отвергают, считая, что это не более чем “игрушки”. Люди часто отвергают прорывные технологии, поскольку сами проекты при запуске часто “недооценивают” потребности пользователей.

Сегодня NFT кажутся игрушкой.

Все, очевидно, началось с CryptoKitties, и другие цифровые коллекционные предметы, например, TopShot или работы Beeple, все еще выглядят несерьезно.

DIGITALAX уже больше напоминает попытку превратить NFT в бизнес-модель. И сейчас разрабатывается все больше проектов, которые объединяют DeFi и NFT для создания новых бизнес-моделей и цепочек создания ценности.

Важно отметить, что NFT не просто доказывают подлинность и право собственности. Они также обеспечивают редким цифровым активам свойства интероперабельности и портативности, позволяя их владельцам иметь свои цифровые предметы, подкрепеленные NFT, при себе, перемещаясь внутри открытой сети.

Мне кажется, это вполне может служить в качестве моста в Метавселенную.

Потенциал Метавселеной или какой она может стать?

Сторонники Метавселенной предсказывают, что это будет цифровая экономика стоимостью в несколько триллионов долларов, которая заменит Интернет общими виртуальными пространствами.

Если Интернет — это двухмерная среда, элементы которой изолированы друг от друга, то Метавселенная – это трехмерная среда, части которой взаимодействуют друг с другом. Представьте, если бы у видеоигр и реального мира родился ребенок.

В некотором смысле, фундамент Метавселенной уже заложен. Мы проводим встречи в Zoom, работаем в Teamflow, общаемся в Clubhouse, постим в Twitter, делаем покупки на Amazon и играем в Fortnite.

Сегодня, однако, все эти части Интернета разрозненны. Представьте, что гуляя по городу вам пришлось бы менять одежду и документы каждый раз, когда вы входите в какое-то здание. Web3 и NFT могут стать ключом к Метавселенной, связав ее внутреннюю частью воедино. Они станут соединительной тканью системы и сделают ее интероперабельной.

Так же, как в и случае с Web3 и NFT, 2020 год ознаменовал зарождение интерфейса Метавселенной – виртуальных миров и видеоигр. Естественная эволюция виртуальных миров, вкупе с пандемией, образовала коктейль из новых областей применения технологии, повышенного интереса аудитории и роста стоимости компаний.

Конечно, нельзя не сказать о концертах. Как человек, пишущий о Метавселенной, я по (смарт) контракту обязан упомянуть пару событий.

Во-первых, в 2019 году Marshmello провел первый в истории живой концерт в игре Fortnite. На нем присутствовало 10 миллионов человек.

Marshmello

Затем, в апреле 2020 года, Трэвис Скотт шагнул еще на ступеньку выше и побил рекорд Marshmello, когда 27,7 миллионов уникальных пользователей посетили пять его концертов Astronomical в Fortnite. Концерты собрали в общей сложности 45 миллионов просмотров.

Концерт Astronomical

Об этих двух событиях вы наверняка знали. Но знали ли вы о том, что в июле, из-за COVID-19, организаторы популярного EDM фестиваля Tomorrowland решили перенести его в онлайн и распродали более 1 миллиона билетов по 20 евро за штуку, что принесло им свыше 20 миллионов долларов дохода при гораздо более низкой структуре затрат (и меньшей ответственности), чем при проведении фестиваля в оффлайне?

Вместо того, чтобы проводить фестиваль в одном из существующих игровых миров, Tomorrowland создал свой собственный интерактивный опыт, используя движок Unreal Engine.

Поскольку они все равно создали возможности и мир, Tomorrowland запустил виртуальную площадку/мир под названием Noaz, которая доступна круглый год.

Tomorrowland

В ноябре Lil Nas X за одни выходные провел четыре концерта в Roblox. Они собрали более 33 миллионов просмотров.

Lil Nas X - Roblox

В результате роста популярности новых, более близких к концепции Метавселенной, вариантов использования, а также благодаря сногсшибательным показателям активности пользователей и роста доходов компаний, инвесторы осознали тот факт, что потенциал видеоигр выходит за рамки простой “игры”.

В сентябре Unity, компания, стоящая за одним из двух основных игровых графических движков, стала публичной.

Мы разбирали эту тему в S-1 Club, и нас, как сообщество, весьма воодушевила идея о том, что движок Unity, наряду с движком Unreal, может стать основой для виртуальных миров Метавселенной.

Это также вызвало интерес и у инвесторов. По первоначальным планам компании, стоимость акций должна была составить от 34 до 42 долларов. В конечном итоге торги начались с цены в 52 доллара, а по итогам первого дня цена выросла до 68 долларов, что вдвое превысило первоначальную цель. С тех пор цена выросла еще вдвое, и теперь компания может похвастаться рыночной капитализацией в 41,7 миллиарда долларов.

Unity - капитализация

Roblox, игровая платформа, которая позволяет пользователям играть, создавать и монетизировать игры, также планирует провести IPO в 2021 году.

В декабре компания отложила свое IPO. Но не потому, что их беспокоил спрос, а потому, что они не могли решить, насколько высоко они могут оценить свои акции!

В начале января Altimeter и Dragoneer привлекли 520 миллионов долларов в качестве финансирования, в результате чего стоимость компании была оценена в 29,5 миллиарда долларов. Ожидается, что в феврале Roblox станет публичной компанией путем прямого листинга, и я не удивлюсь, если эта цифра удвоится, при условии, что рынок не начнет остывать.

Финансирование Roblox

Epic Games, из-за популярности Fortnite, а также благодаря тому, что их Unreal Engine считается самым надежным движком для 3D-игр, вероятно, является ведущим претендентом в гонке Метавселенных.

Пока что компания не заявлял о планах стать публичной. В августе она привлекла финансирование в размере 1,8 миллиарда долларов при капитализации в 17,3 миллиарда долларов, как раз перед тем, как интерес инвесторов к этому пространству начал по-настоящему возрастать.

На тот момент ожидалось, что в 2020 году выручка компании составит 5 миллиардов долларов при показателе EBITDA в 1 миллиард долларов. А сколько бы заработала компания на публичных рынках сегодня? 50 миллиардов долларов? 100 миллиардов долларов?

В то время как Epic, Unity и Roblox демонстрируют все более высокие показатели активности пользователей и роста доходов, эти оценки подразумевают, что инвесторы начинают проявлять интерес к идее Метавселенной. Ставки не могут быть выше.

Популярность и прибыльность прото-метавселенных растет день ото дня, и, вероятнее всего, в будущем виртуальные миры действительно будут стоит триллионы долларов.

Вопрос заключается в следующем: будут ли они интероперабельны и открыты или закрыты и изолированы?

Открытая и закрытая Метавселенная

Иными словами, будет ли Метавселенная больше похожа на Web 2.0 или Web3? 

Центральной темой романа Эрнеста Клайна “Первому игроку приготовиться”, является борьба за владение виртуальным миром ОАЗИСа.

ОАЗИС – это книжная версия Метавселенной, виртуальная реальность, построенная и принадлежащая компании Gregarious Simulation Systems и ее основателю Джеймсу Холлидею. Перед смертью Холлидей оставляет завещание, согласно которому он оставил в игре пасхалки. Игрок, отыскавший их, получит контроль над ОАЗИСОМ.

Тот факт, что любой человек или компания могут управлять ОАЗИСом (читай: Метавселенной), означает, что в романе описана “закрытая” Метавселенная, виртуальный мир, контролируемый одной или несколькими компаниями.

Что возвращает нас к цитате Тима Суини:

Тим Суини - Метавселенная

“Эта Метавселенная будет гораздо более масштабной и могущественной, чем что-либо другое. Если контроль над ней получит одна центральная компания, она станет могущественнее любого правительства и будет править планетой”

Закрытая Метавселенная контролируется одной или несколькими крупными компаниями, и в ней мало возможностей для взаимодействия между платформами. Можно представить ее как 3D версию Web 2.0 с некоторыми новыми протоколами. Вот что произойдет, если Facebook выиграет в гонке Метавселенных со своим Oculus и другими проектами Facebook Reality Labs. Если это произойдет, ожидайте больше того, что уже происходит сегодня, но в невообразимых масштабах.

Суини и многие другие надеются, что этого никогда не случится. Они – сторонники Открытой Метавселенной.

Открытая метавселенная построена на связи и интероперабельности ряда различных платформ, миров, сайтов, магазинов, опыта и многого другого. Это Web3-версия Метавселенной, в которой игроки могут путешествовать из мира Fortnite в мир Roblox или Oculus, легко перенося с собой все свои данные, скины, NFT и цифровую валюту.

В июле 2020 года, в интервью с Джо Кимом из GameMakers, Суини, который руководит одной из немногих компаний, по-праву претендующих на возможность создания закрытой Метавселенной, сказал:

“Я думаю, что Метавселенная как открытая платформа в конечном итоге может быть на порядок более масштабной, чем любая другая компания, включая Epic, построенная полностью самостоятельно”.

Это не означает, что крупные компании не будут существовать в Метавселенной или извлекать из нее прибыль. Как писал Мэтью Болл в The Metaverse

Некоторые считают, что определение (и успех) Метавселенной требует того, чтобы она была максимально децентрализованной средой, построенной в основном на стандартах и протоколах, в основе которых лежит сообщество (например, в открытом Интернете) и платформе или ОС с открытым исходным кодом (это не означает, что в Метавселенной не будет доминирующих закрытых платформ)… [Но] трудно представить, чтобы какая-либо из крупных технологических компаний была “вытеснена” Метавселенной и/или ей не была бы отведена в ней существенная роль.

Тем не менее, некоторые технологические гиганты могут поддерживать идею открытой Метавселенной.

Компания Microsoft недавно признала, что на рубеже веков она заняла неверную позицию в отношении открытого исходного кода. Под руководством Сатьи Наделлы, компания стала гораздо более открытой к этой идее. Они вполне могут оказаться той самой темной лошадкой, которая обеспечит движению открытой Метавселенной корпоративную мощь.

И, как отметил Болл, Amazon просто хочет, чтобы люди покупали вещи, а Apple просто хочет создавать устройства (если не принимать во внимание потасовки в App Store). Возможно, на пути к открытой Метавселенной нас ждет не так уж много препятствий.

Болл написал эту статью в январе 2020 года, до того, как пандемия подстегнула рассуждения о Метавселенной и всплеск интереса к DeFi, NFT или Web3 в более широком смысле.

Тогда он был более скептически настроен по отношению к открытой Метавселенной, чем я сейчас. Недавно он заявил, что в ближайшее время выпустит продолжение статьи, и мне будет любопытно посмотреть, как поменялись его взгляды.

Похоже, что именно так все изменилось за последний год.

Судя по посту от января 2021 года, Enter the Metaverse, Foundation (это Web3 компания, поэтому будьте осторожны) принимает открытость Метавселенной как должное, определяя ее таким образом:

Foundation - Метавселенная

Я сторонник открытой Метавселенной, которая больше похожа на Web3, чем на Web 2.0. Самое главное для меня – это мобильность и интероперабельность цифровых товаров и персональных данных.

Как показали NFT, существует рынок цифровых товаров, ценность которых не определяется центральной платформой, и пользователи могут демонстрировать их в любом виртуальном пространстве, в котором они решат жить.

На самом деле, исследование, проведенное в декабре 2020 года, показало, что 63% геймеров готовы тратить больше на виртуальные товары, которые обладают реальной стоимостью, а это возможно как раз благодаря NFT.

По мере того как виртуальный опыт становится все более иммерсивным, а наши личности – все сильнее привязанными к нашим онлайн-персонажам (либо потому, что этот опыт начинает привлекать более возрастных пользователей, либо потому, что молодые пользователи, для которых он является более привычным, достигают совершеннолетия и становятся двигателем экономики), виртуальная экономика станет более жизнеспособной.

Тренд на покупку скинов, цифровой недвижимости и искусства будет продолжать развиваться, трансформироваться и расширяться. Люди захотят всегда иметь при себе то, чем они владеют, где бы они не находились на просторах виртуального мира. Отсюда возникает экономика прямого взаимодействия с аватаром (D2A).

Crucible и экономика прямого взаимодействия с аватаром

Людям старой закалки, и мне в том числе, кажется безумием то, что кто-то готов тратить большие суммы денег на одежду для своих аватаров в видеоиграх.

В 2018 году доход Fortnite от продажи скинов и эмоций составил более 1 миллиарда долларов от общей выручки в 2.4 миллиарда долларов. В 2019 году League of Legends получила 1.5 миллиарда долларов дохода от продажи скинов. Дети просят у своих родителей Robux (валюту Roblox) и V-Bucks (валюту Fortnite) вместо наличных или игрушек.

В настоящее время ценность скинов и других виртуальных предметов в значительной степени привязана к каждой конкретной игре. В 2019 году Louis Vuitton начал продавать скины в League of Legends, но эти скины пока нельзя использовать в других играх.

Игровые миры

Проект Crucible намеревается это изменить. Его соучредитель и генеральный директор Райан Гилл сказал мне, что, по его мнению, переломный момент для Метавселенной наступит, когда одновременно на нескольких AAA платформах пройдет мероприятие, в рамках которого игроки смогут перемещаться из одного мира в другой под одним и тем же Аватаром и используя одни и те же скины.

Представьте, что вы сможете купить NFT-скин от Prada, надеть его на концерт в Fortnite, а затем появиться на другой версии того же концерта в Roblox, сохраняя ту же идентичность.

Уже сейчас более мелкие разработчики реализуют эту возможность. На прошлой неделе Cryptovoxels, Somnium Space и Decentraland объявили, что работают над тем, чтобы дать пользователям возможность перемещаться между мирами.

Cryptovoxels - Метавселенная

Я думаю, что одним из самых неожиданных событий этого года станет то, что мы, совместно с SomniumSpace и Decentraland, работаем над созданием портала между виртуальными мирами. Достаточно просто кликнуть на портал, чтобы открыть его, и вы сможете перемещаться между мирами.
Метавселенная не будет одной платформой, в нее войдем все мы.

Чтобы открытая Метавселенная процветала. Именно это является целью Crucible в более широком плане.

Crucible работает над созданием SDK Emergence, “встраиваемым продуктом для популярных игровых движков и веб-фреймворков, который обеспечит легкий и понятный доступ к цифровому уровню доверия Web3”.

SDK Emergence будет совместим как с движками Unreal, так и с движками Unity.

Crucible надеется стать “Web3 интерфейсом” для открытой Метавселенной. Сродни тому, как это было с AOL в Web 1.0, пакет SDK Emergence позволит любому пользователю легко взаимодействовать с открытой Метавселенной, сглаживая ее шероховатости и сохраняя при этом преимущества.

Crucible разрабатывает рыночную сеть D2A, включающую три основных заинтересованных стороны: разработчиков, геймеров и бренды. Это действительно чертовски сложно. Это означает, что для достижения успеха необходимо заручиться поддержкой всех трех групп. Однако, если Crucible сможет справиться с этой задачей, потенциал проекта будет огромным.

Для Разработчиков. Благодаря пакету SDK Emergence, разработчик сможет использовать возможности Web3, не беспокоясь о сложности технологии.

Это даст им возможность верифицировать личность, снижать трения, обеспечивать безопасность и продавать больше цифровых товаров, поскольку индустрия все больше ориентируется на пользовательские модели.

Метавселенная - Интерфейс

Для Брендов и Создателей. Вместо того, чтобы сотрудничать с каждой игрой или виртуальным миром отдельно (что ограничивает возможности обеих заинтересованных сторон) бренды и создатели смогут продавать скины, NFT и другие цифровые активы непосредственно через рыночную сеть Crucible.

Это теоретически позволит им охватить большую аудиторию, которая готова платить больше из-за портативности актива. Если я смогу надеть свой наряд от Prada и на концерт в Fortnite и аукцион Beeple, он будет для меня ценнее.

Для Игроков. Все начинается с идентичности. В настоящее время Crucible работает с платформой Verity от Sovrin и Evernym, для поддержки суверенной идентичности.

Это означает, что игрок может один раз войти в систему с помощью своего агента Crucible, подтвердить свою реальную личность, а затем создать любое количество персонажей или анонимных аватаров, привязанных к его реальной личности, каждый из которых может использоваться в любой игре или виртуальном мире, использующем пакет SDK Emergence.

При помощи агента Crucible игроки также могут привязать свои скины, NFT и другие цифровые предметы к своей реальной личности и взять все это с собой в любое виртуальное пространство – вместе со своими друзьями, данными и всей своей цифровой жизнью.

Метавселенная - Аватары

Если Метавселенная будет больше похожа на Web3, чем на Web 2.0, агент Crucible каждого игрока будет хранить его цифровую идентичность и все, чем он владеет в виртуальном мире, а это означает, что Метавселенная начнет больше походить на реальный мир.

Было бы безумием, если бы я мог войти в один магазин в своей футболке, а в соседнем магазине меня заставили бы переодеться, прежде чем войти. Именно так сегодня работают виртуальные миры, и это именно та проблема, которую пытается решить Crucible.

В случае успеха, это поможет создать экономику прямого взаимодействия с аватаром (D2A).

Точно так же, как прямое взаимодействие с потребителем дематериализовало 40% цепочки поставок и позволило процветать новым бизнес-моделям, – утверждает Гилл, – Прямое взаимодействие с Аватаром дематериализует оставшуюся часть цепочки поставок, позволяя брендам и создателям продавать продукт напрямую Аватару”.

Он ожидает, что объем экономики D2A достигнет по меньшей мере 1 триллиона долларов в следующем десятилетии.

Мы уже можем наблюдать первые проблески Метавселенной.

Лучшие free-to-play игры, такие как Fortnite и League of Legends, уже зарабатывают на продаже скинов миллиарды долларов.

И сейчас все это выходит за рамки непосредственно игрового опыта, с появлением того, что Гилл называет “дизайнерскими скинами”.

Дизайнер cможет создать уникальное NFT-платье на DIGITALAX и продать его через аукцион Nifty Gateway, а покупатель добавит его в свой агент Crucible и может носить его в любом виртуальном мире по своему выбору.

Фанат баскетбола cможет посмотреть игру “Sixers” в NBA World, купить хайлайт трехочкового броска Симмонса через TopShot и выставить его на всеобщее обозрение в своем собственном музее Бена Симмонса в Minecraft.

Музей Minecraft

Это создает совершенно новую цепочку создания ценности, в которой большая часть цепочки поставок отпадает за ненадобностью, спрос увеличивается, а ценность попадает в руки создателей и владельцев.

Цепочка создания ценности в открытой Метавселенной

Пытаться описать цепочку создания ценности Метавселенной – это все равно, что пытаться описать цепочку создания ценности … реального мира … не зная наверняка, как или когда эта Метавселенная проявит себя.

Но, взглянув на этот пример – экономику прямого взаимодействия с аватаром, построенную на технологии Web3 – вы получите представление о том, насколько радикально может измениться цепочка создания стоимости в открытой Метавселенной.

Хочу напомнить вам, что идея Цепочки создания ценности Майкла Портера заключается в том, что:

Конкурентное преимущество невозможно понять, рассматривая фирму целиком. Оно проистекает из множества отдельных видов деятельности, которые фирма осуществляет при проектировании, производстве, маркетинге, поставке и поддержке своего продукта.

В статье Shopify and The Hard Thing About Easy Things я разложил цепочку создания ценности экономики прямых взаимоотношений с потребителем (D2C) на следующие элементы:

Создание ценности D2C

В статье Netflix and the Conservation of Attractive Profits Бен Томпсон пишет:

Расформирование ранее интегрированной системы — ее коммерциализация и разбиение на модули — разрушает существующую ценность, одновременно позволяя новому участнику интегрировать другую часть цепочки создания ценности и, таким образом, получить новую ценность.

Итак, с учетом этого, что же произойдет с цепочкой создания ценности D2C в мире прямого взаимодействия аватаром? Я думаю, что это будет выглядеть примерно так:

Метавселенная - создание ценности

Благодаря дематериализации цепочки поставок и продаже продукта непосредственно конечному пользователю, представленному аватаром, в цепочке создания ценности D2A отпадают целые этапы – производство, логистика и поддержка – и интегрируются исследования и разработка, розничная торговля и маркетинг:

  • Исследования и разработка становятся производством, поскольку рендеринг и предварительная визуализация (потенциально с использованием материалов и элементов DOF Sheet DIGITALAX) сливаются с конечным продуктом.
  • Розничная торговля. Вместо магазинов Shopify, дизайнеры могут проводить свои собственные показы мод или аукционы в виртуальных мирах, построенных на движке Unreal.
  • Маркетинг. Выпуск ограниченных тиражей продукта, информация о котором распространяется через серверы Discord, может заменить маркетинг с использованием традиционных цифровых каналов, таких как Facebook и Google.

В этой цепочке создания ценности прибыль не достается агрегаторам, как в экономике D2C. Если это сработает, Facebook или Google больше не будут получать 40% прибыли проектов. Прибыль достанется создателям, а также владельцам дефицитных цифровых активов, стоимость которых со временем может возрасти при поддержке надежных децентрализованных бирж.

Еще более привлекательно то, что новые цепочки создания ценности Web3 и Метавселенных дают еще большему количеству людей возможность получать “пассивный” доход.

Алекс Данко недавно выпустил замечательную статью под названием “Теория социального класса Майкла Скотта”, в которой он пишет, что:

Проигравшие [я не пытаюсь никого задеть: здесь имеются ввиду люди, которые проигрывают в экономической игре] – это люди, которым отведена такая роль или место в жизни, которая подразумевает, что результат их усилий полностью реализуется кем-то другим. По мере того как они учатся на протяжении всей своей карьеры, их навыки или трудолюбие могут привести к постепенному карьерному росту, но они не получат никаких реальных рычагов воздействия.

Возможность вырваться из группы “проигравших” и заставить ваши творения и деньги работать на вас, даже когда вы спите, – это то что обещают нам Экономика Создателей, Web3 и открытая Метавселенная.

Такое происходит уже сейчас. Например, в 2020 году Roblox выплатила около 250 миллионов долларов молодым разработчикам. Благодаря Web3 и открытой Метавселенной эта мечта становится реальностью для еще большего количества людей.

Можно представить себе мир, в котором множество создателей будут создавать модели и новые материалы для DIGITALAX и получать деньги каждый раз, когда продается скин, в котором используются их работы.

Или, например, благодаря возможности по-настоящему владеть своими собственными данными, люди смогут получать деньги за просмотр рекламы или предоставляя свои данные для медицинских исследований.

Одна из особенностей Web3 компаний заключается в том, что они часто используют механизмы, которые позволяют пользователям стать владельцами; люди могут заработать серьезные деньги, просто используя продукты, которые им нравятся.

Если все будет сделано правильно, Метавселенная станет чем-то большим, чем бегство от мрачной реальности, которой она является в романе “Первому игроку приготовиться”. Она станет возможностью заработать неплохие деньги, при этом воплощая в жизнь свои мечты. И в ней будет появляться все больше новых областей, в которых смогут попробовать себя люди со всего мира.

Однако сегодня это еще далеко от того, чтобы стать реальностью.

Мир Web3 еще только зарождается, и многие не верят в то, что он выполнит свои обещания. Большинству людей, включая меня, по-прежнему трудно разобраться в интерфейсах децентрализованных приложений.

Пока я писал эту статью, словно по волшебству, венчурный капиталист Джилл Карлсон написала в твиттере следующее:

Крипто-интерфейсы

Крипто-интерфесы работают черт знает как.
Если вы действительно пользуетесь ими напрямую (не через сторонние сервисы) – с ними практически невозможно справиться.
Причем даже для тех из нас, кто работает в этой среде уже почти десять лет.

Этот список можно продолжать еще долго.

Пока мы видим лишь проблески Метавселенной. Есть большая разница между Beeple, который зарабатывает по 3.5 миллиона долларов с продажи своих работ, и миллионами цифровых художников, которые почти ничего не получают за свой труд. И Метавселенная, если она действительно станет реальностью, все еще может оказаться под контролем корпораций.

Есть бесчисленное множество причин, по которым будущее, описанное здесь, может никогда не стать реальностью.

Тем не менее, я надеюсь, что после прочтения этой статьи вы будете понимать, что все это возможно, и что движение Метавселенной столь же капиталистично, сколь оно идеалистично. Я надеюсь, что у вас появится желание изучать эту тему дальше и, возможно, начать что-то создавать.

C оригинальным материалом вы можете ознакомиться здесь.

Присоединяйтесь к нашему DAO, где мы совместно вкладываем в новые криптовалюты:

Интересна ли вам идея открытой Метавселенной? Расскажите об этом в комментариях!

© Материал подготовлен для сайта рейтинга КРИПТОБИРЖ и может быть открыто распространен с указанием авторства.
Автор статьи:
Андрей Якуби
Открыть счёт
  • Наша методика расчета рейтинга учитывает следующие параметры: объем торгов за 24 часа, индекс доверия и соотношение числа положительных отзывов к общему числу отзывов.