Мы в соц.сетях
Главная » Аналитика » NFT и экономика творчества: доказательство увлечения
NFT и экономика творчества: доказательство увлечения
Опубликовано 13.06.2021

Доказательство увлечения

Как NFT подпитывают экономику увлечений

Авторы: Тал Шачар и Джонатан Глик

NFT – это весело. К тому же, это еще и инфраструктура для поддержки и масштабирования экономики творчества. И все же маловероятно, что мания, которую мы видим сегодня, продлится долго. Все происходит слишком стремительно, во многих отношениях откровенно цинично, и это, вероятно, не продлится очень долго.

Но прямо сейчас безумие вокруг NFT весьма показательно, потому что большая часть этого хайпа — это чистое честолюбие. И это напоминает нам о том, что людям всегда будет важно раньше других узнать о новом тренде, в числе первых войти в сообщество, которое сформировалось вокруг чего-то крутого. И, в случае NFT, это не “баг”, а “фича”. На самом деле, возможно в этом и заключается вся их суть. NFT – это свидетельство вашего культурного статуса. Они – «доказательство увлечения» (Proof-of-Passion).

Биржа Binance в июне 2021 года открыла маркетплейс NFT, зарегистрируйтесь сейчас по уникальным условиям — кэшбэк от 10% до 20% (зависит от секции биржи) — воспользоваться можно будет позже:

Оглядываясь назад, можно сказать, что это очевидная эволюция социального Интернета. Благодаря соцсетям, социальный капитал – то есть популярность и влияние – стал масштабируемым и поддается количественной оценке. Если раньше мы имели смутное представление о том, кто самый популярный парень в нашей школе, то теперь мы наверняка знаем, кто самые уважаемые люди в мире.  При этом социальные сети монетизировали явную ценность социального капитала, благодаря чему инфлюенсеры начали получать реальный доход. Это, в свою очередь, сделало гонку за популярностью более интенсивной.

NFT collectibles

Рейтинг коллекционных NFT по объему продаж.

NFT выводят все это на новый уровень. Благодаря им у нас теперь есть инфраструктура, инструменты и экономические стимулы, чтобы превратить любую форму творчества, потребления медиа-контента и культурной деятельности в более прозрачную и поддающуюся проверке статусную игру.

Если фокусироваться на умопомрачительных ценах, которые мы наблюдаем сегодня, легко упустить из вида действительно фундаментальное свойство: доказательство права собственности. Да, кошелек покупателя может быть анонимным, но его нельзя скрыть. Любая покупка в блокчейне записывается навсегда. Как только эта информация становится неизменной, проверяемой и общедоступной, мы фактически создаем реестр “крутости”, доступ к которому есть у каждого человека.

Эта группа? Чекни мой кошелек, бро: это NFT их первого хита.

Та крутая художница? Я купил ее NFT еще до того, как ее работы попали в “Уитни”, и вот доказательство. 

NFT blockchain

“Прелесть блокчейна в том, что он записывает все.
Кем были первые художники.
Кем были первые коллекционеры.
Как проходили торги.
Скамные и подозрительные транзакции.
История записывается здесь и сейчас, ей нельзя манипулировать, ее нельзя изменить и игнорировать. И мы все – часть этой истории.”

За преданность кумиру и хороший вкус мы получаем социальные дивиденды, и “процентная ставка” только что резко возросла. Эта динамика может в корне изменить процесс зарождения, финансирования, развития и угасания культурных тенденций. Она изменит маркетинг и формирование сообществ, а также повысит ценность влияния. Но платой за это будет финансиализация каждого аспекта творчества, которая заставит нас искать подход к изменившемуся обществу.

Как говорит персонаж фильма High Fidelity, Роб: «На самом деле важно то, что вам нравится, а не то, на что вы похожи». У нас всегда была возможность заполучить какую-нибудь крутую вещь и хвастаться ею перед друзьями. Что может быть лучшим доказательством хорошего вкуса? Выпуск №158 Сорвиголовы Фрэнка Миллера был потрясным. А вы купили его в тот день, когда он вышел. У вас до сих пор остались корешки от билетов на концерт Interpol в 98м году? Очень круто. Это трофеи, которые доказывают, что у вас хороший вкус.

Сотрудничество Кита Ричардса и Мика Джаггера (The Rolling Stones) началось после встречи на железнодорожной станции. Все потому что Кит увидел у Мика пластинки Chess Records и понял, что с этим человеком можно иметь дело. Люди всегда выставляли на всеобщее обозрение трофеи своих достижений и заслуг. Охотники украшают стены шкурами животных. Врачи ставят в рамку дипломы. Хипстеры хвастаются своими пластинками, а венчурные капиталисты – успешными сделками. Но в доцифровом и до-криптографическом мире, это, по большей части, было чем-то личным, непроверяемым и недоступным. Если, конечно, вы не таскали свои трофеи с собой как Мик Джаггер.

Перемены начались еще до блокчейна, с появлением первых блогов и социальных сетей. Любой мог взять на себя роль критика и одним из первых заявить о новом тренде в своем блоге. C Foursquare мы можем “отметиться” в ресторане. Через Twitter мы можем раньше всех рассказать о новом шоу. В Instagram мы можем выложить фото крутого места, о котором еще никто не знает.

Но у этих методов есть два недостатка. Во-первых, они сопряжены с некоторой долей неприятного спама. Чтобы кто-то обратил внимание на вашу крутость, вы должны были трубить о ней на каждом углу. А это не так уж и круто. Во-вторых, пользуясь этими методами, ни вы, ни тот, кто создал уникальный опыт, не получаете особой выгоды.

Круто быть завсегдатаем престижного ресторана. Но еще круче узнать об этом ресторане или даже инвестировать в него задолго до того, как он стал популярным. И особенно круто, если в его успех никто не верил. Почему? Потому что это риск.

Новые творческие проекты обычно терпят неудачу. Если человек будет ассоциироваться у окружающих с неудачей, пострадает его социальный статус. Если он инвестирует во что то провальное, то потеряет еще и деньги. Так что ключ в том, чтобы у нас был способ достоверной записи информации о том, чье личное участие помогло вырасти нуждающемуся проекту.

Эту потребность частично удовлетворил краудфаунднинг, поэтому неудивительно, что он все еще популярен. Но у него есть две слабости. Проекты обычно предлагают вам “все или ничего”. Если кампания не соберет нужную сумму, проект не будет реализован. А если и будет, то вы не инвестор, поэтому ваши вложения не дадут финансовой отдачи. В социальном плане отдачи тоже будет немного. Ваш вклад по существу является анонимным, и никто не знает, когда вы пошли на риск и поддержали проект.

NFT и токены в целом меняют эту парадигму. Они делают «доказательство увлечения» (Proof of Passion) проверяемым, публичным, доступным и в некоторых случаях прибыльным. Тот факт, что вы поддерживали создателя, тот факт, что вы поверили в этот конкретный проект, информация о том, когда и где это произошло, каков был ваш вклад – все это теперь легко проверить и доказать. И несмотря на определенные сложности и ограничения, вы сразу же приобретаете право собственности.

NFT social networks

Теперь вместо “запость скриншот приложений на рабочем столе” будут писать “запость скриншот своей коллекции NFT”

 

Еще слишком рано говорить о том, как это произойдет, но все это окажет необычное и ощутимое влияние на наше культурное и экономическое поведение. «Доказательство увлечения» повысит вознаграждение за хорошее чутье и раннее участие. Культурные веяния будут развиваться быстрее, так как мы все стремимся раньше других ухватиться за тренд, чтобы потом заявить об этом, не говоря уже о том, чтобы на этом заработать. Волатильность будет нормой, так как люди, по сути, торгуют культурой. В то же время некоторые будут вознаграждены за то, что поддерживали проект на ранней стадии, даже после того, как он пришел к успеху.

Раньше человек мог перестать слушать какую-то музыкальную группу после того, как она стала слишком мейнстримной и менее престижной из-за наплыва фанатов. Теперь есть стимул держаться за проект. Если культурная “основа” для ваших инвестиций еще только развивается, имеет смысл удерживать “актив” пока он не обретет популярность, чтобы потом извлечь из этого прибыль, как в культурном, так и в финансовом смысле.

Конечно, не каждый может заметить перспективный проект на ранней стадии. Некоторые влиятельные люди будут с выгодой для себя поддерживать проекты и художников, когда последние уже получили определенную популярность. Они могут позволить себе подождать, чтобы увидеть, какие проекты наберут обороты, сродни тому как крупные венчурные капиталисты и фонды прямых инвестиций могут с поразительным успехом инвестировать в компании на более поздней стадии их роста, даже если цена на первый взгляд кажется завышенной. Это не самое приятное положение в жизненном цикле творчества, но это выигрышная стратегия.

Мы уже наблюдаем такую динамику в криптовалютах, токенах, а теперь и в трендовых коллекциях NFT. Да, в феврале 2021 года Криптопанк1 уже стоит дорого. Но если у вас миллион подписчиков на YouTube, вы можете поместить его в свой профиль, похвастаться тем, как крут этот конкретный “панк”, и это произведет немалый эффект на весь класс активов.

NFT collection

“Для сравнения, избранные NFT из моего кошелька opensea”.

Таким образом, участие инфлюенсеров станет ключевым фактором в экономике NFT. Их основной ролью будет раскрутка хайпа. Таким образом они будут подкреплять и усиливать “крутость” конкретных проектов и тех, у кого есть “доказательство увлечения”. Это также подтолкнет некоторых к более глубокому погружению в тему.

Некоторые не особо сознательные инфлюенсеры, конечно, будут намеренно раскачивать рынок, хотя с течением циклов такое поведение начнет стоить им репутации. Что еще более интересно, некоторые инфлюенсеры на самом деле портят репутацию проектов. Отчасти потому что они очевидные “нубы”, но также и из-за откровенно коммерческого подхода. Будут возникать контркультурные движения, призывающие не продавать ничего этим запоздалым инвесторам.

“Холдить” NFT даже после того, как его ценность многократно возросла, чтобы не дать никому подпортить репутацию любимого проекта – это доказывает увлечение больше, чем что-либо еще. И блокчейн также покажет, что некоторые звезды только кажутся крутыми, а когда речь заходит о приверженности делу, их крутость куда-то испаряется. Мы все слышали об инфлюенсерах с миллионами подписчиков, которые не могут продать даже футболку. С NFT это может стать болезненно очевидным.

Что касается более позитивных моментов: запись информации при помощи “доказательства увлечения” может, наконец, позволить создать масштабируемую бизнес-модель для независимых коллекционеров и кураторов. Станут востребованы те люди, кто постоянно инвестирует в неизвестные и недооцененные товары, которые затем добиваются невероятного успеха. Маркетологи и алгоритмы будут следить за их покупками, и всем скопом повторять за ними. Перспективные проекты будут предлагать им бесплатные или дисконтные токены, увеличивая их потенциальный доход. И легко представить, как эти люди с особым чувством культуры будут образовывать клубы, объединяя свой капитал, интеллект и покупки – что-то вроде групповой галереи или звукозаписывающего лейбла. Самые успешные могли бы пойти дальше и токенизировать свои активы, создав подобие взаимного фонда.

В будущем динамика “доказательства страсти” может даже изменить то, как изначально задумываются и реализуются проекты. Возьмем, например, кинопроект. Голливуд всегда был своего рода “API” для творчества, но взобраться на самый верх могли только те, кто работает в шоу-бизнесе. NFT изменит это, сделав API доступным для всех. Самый простой вариант: творческая команда может токенизировать свой проект на самой ранней стадии, позволяя верным поклонникам с самого начала доказать свое увлечение, купив токены. Со временем эти токены могут расти или падать в цене по мере роста интереса сообщества и продвижения проекта. Если проекту удастся добиться успеха, его токены будут стоить дорого. Возможно, их держатели даже получат долю прибыли.

Но изменения могут быть еще радикальнее. Творческая команда теоретически могла бы токенизировать каждый этап развития проекта, создавая коллекционные артефакты на протяжении всего его пути. И хотя каждый токен ценен сам по себе как коллекционный предмет, он может генерировать право собственности на следующий токен. Представьте: сама презентация проекта в виде редких, коллекционных токенов. Получив прибыль с продажи этих токенов, проект переходит к следующему этапу, например, к раскадровке. Этот этап работы также становится предметом коллекционирования. Владельцы токенов первого этапа, получат свою копию, возможно, несколько, некоторые из которых они могли бы затем продать или сохранить, в зависимости от того, насколько они верят в проект. На каждом этапе будет выпускаться больше артефактов, каждый из которых содержит к себе предыдущий, как матрешка.

Это не сильно отличается от тех “продуктов”, которые режиссер фильма должен производить сегодня. Хотя большинство из них теперь потребляются только инсайдерами, инвесторами и менеджерами.

А спойлеры? Некоторые детали сюжета могут быть раскрыты владельцам токенов, а другие остаться в секрете, подобно тому, как опытные сценаристы и режиссеры сегодня скрывают самые важные детали проекта от всех, кроме узкого круга людей. Они могут даже создавать преднамеренные диверсии, которые тоже можно коллекционировать. Если фильм никогда не будет снят, все эти артефакты могут оказаться бесполезными, независимо от того, насколько они редки. Или же они могут иметь долгосрочную ценность сами по себе. Раскадровка, например, сама по себе может быть прекрасным примером творчества и мастерства. Так каждый этап проекта может стать искусством сам по себе.

Это может показаться невероятным. Индустрия обычно меняется крайне медленно. Фильмы, безусловно, станут одними из последних творческих проектов, которые будут токенизированы. Но по такой модели уже создаются игры на основе блокчейна. На ранней стадии, еще до выпуска самой игры, распродаются ее креативные элементы – персонажи, предметы, настройки. Прибыль с их продажи используется для финансирования творческого процесса. Примерно так выглядит замечательный проект Hashmasks. Загадку карточек, которые были проданы более чем на 30 миллионов долларов, только начинают раскрывать.

Тем временем музыкальный продюсер 3LAU только что продал первый токенизированный музыкальный альбом – NFT-версию своего альбома “Ultraviolet”, за 3.6 миллиона долларов. NFT альбома также дает возможность получить дополнительные бонусы, например, персональный музыкальный трек. Опять же, создатели могут напрямую привязывать экономические потоки к токенам, позволяя владельцам активов начать получать доход от проекта, когда он будет запущен. Но во многих отношениях система работает лучше всего, разделяя различные типы дохода, экономические, культурные и социальные, и позволяя предлагать их по отдельности. Мы снова и снова убеждаемся, что из любого успешного творческого продукта могут вытекать десятки ценных производных активов.

Помимо конкретных проектов, токены могут изменить модели финансовой поддержки проектов и формирования фан-сообществ. Токены могут превратить сообщество фанатов в постоянных финансовых сторонников создателя.

Возьмем популярного человека, например Бейонсе или Зака Снайдера, или, что более вероятно, начинающего творца, который хочет добиться такого же успеха. Этот предприимчивый художник мог бы создать “фан-клуб”, предлагая поклонникам NFT, которые предоставляют особые привилегии, почти как персональные лицензии на места на матч любимой спортивной команды. Создатель может выпустить определенное количество фанатских токенов, которые станут для его поклонников доказательством страсти. Они могли бы нести в себе разные привилегии, например доступ к закрытому чату, предзаказ билетов, возможность голосовать за определенные творческие решения или ранний доступ к NFT каждого этапа проекта.

Конечно, фан-клубы это не новшество. Но NFT, наконец-то, могут решить их основные проблемы – то, что их трудно масштабировать и то что по мере роста сообщества социальный статус, связанный с участием в нем, теряет ценность. С помощью NFT создатель может взимать комиссию за каждую транзакцию. Так он сможет получить выгоду от роста популярности не за счет разбавления продукта и роста фан-клуба, а за счет увеличения ценности и статуса каждого участника небольшой группы фанатов.

Все это подрывает ценность “традиционных” медиа-компаний и культурных учреждений, поскольку у людей будет больше возможностей доказать свою приверженность проекту, а художники смогут финансировать свои творческие усилия, продавая доказательство страсти своим фанатам. Трансформация каждого экономического или даже художественного начинания в турнир с огромной отдачей в зависимости от влияния и статуса, будет иметь и свои негативные стороны. Большинство создателей и кураторов не будут иметь высокого статуса, и им придется столкнуться с этим болезненным фактом лицом к лицу. Люди, которые не могут позволить себе потерять деньги, потеряют миллионы.

Все это будет, в какой-то мере, контрпродуктивно в плане творческих экспериментов и разнообразия. В то время, как структуры финансирования позволяют внедрять больше инноваций, они также стимулируют людей вкладывать деньги в то, что уже популярно и успешно, а не в новые проекты. По мере того, как все больше наших увлечений приобретают реальную ценность, любовь может превратиться в работу. В плохом смысле.

NFT переживут взлет и падение. В любом случае, это определенно будет весело. Избавившись от “посредников”, которые диктуют нам правила хорошего вкуса, мы все получим места в первом ряду на крупнейшее в мире fashion-шоу. Или книжную ярмарку. И аукцион изящных искусств. А еще фестиваль инди-фильмов. Место в первом ряду, чтобы наблюдать изящные схемы и циничные махинации. Чтобы увидеть немыслимые сейчас формы культуры, которые порождает эта новая платформа. Мы все станем участниками торгов и покупателями, агентами и адвокатами, экспертами в наших собственных нишах, промоутерами наших самых больших страстей.

С оригинальным материалом вы можете ознакомиться здесь.

Знаете, как еще можно использовать NFT? Поделитесь идеями в комментариях!

Присоединяйтесь к нашему DAO, где мы совместно вкладываем в новые криптовалюты: © Материал подготовлен для сайта рейтинга КРИПТОБИРЖ и может быть открыто распространен с указанием авторства.
Автор статьи:
Андрей Якуби
Открыть счёт
  • Наша методика расчета рейтинга учитывает следующие параметры: объем торгов за 24 часа, индекс доверия и соотношение числа положительных отзывов к общему числу отзывов.