Мы в соц.сетях
Главная » Аналитика » Интервью с сотрудником аукционного дома Christie’s об NFT
Интервью с сотрудником аукционного дома Christie’s об NFT
Опубликовано 20.09.2021

Сфера NFT набирает обороты. Разбираем феномен вместе с экспертом в области современного искусства

Дата публикации оригинальной статьи: 24 февраля 2021 года, за 24 часа до первого в истории аукциона по продаже NFT (прим.ред.).

Уже завтра, 25 февраля в 17:00, аукционный дом Christie’s станет первым в мире крупным аукционным домом, который выставит на торги цифровую работу в формате NFT. Этой работой станет картина художника Beeple — EVERYDAYS: THE FIRST 5000 DAYS”. На создание этой картины, состоящей из пяти тысяч отдельных изображений, художник потратил в общей сложности 14 лет (некоторые из изображений доступны в его Instagram).

До предстоящего аукциона Beeple продавал свои работы на блокчейн-площадке Nifty Gateway только в формате “дропов” (формат первичных продаж, старт которых назначается на определенное время). И надо сказать делал он это весьма удачно: всего за одни выходные прибыль, полученная с продажи этих работ, составила 3,5 миллиона долларов.

Ещё одним новшеством для аукционного дома Christie’s станет то, что оплата за работу впервые будет приниматься в криптовалюте, а именно в токене ETH (премия аукционного дома и ряд других комиссий по-прежнему оплачиваются в долларах).

Биржа Binance в июне 2021 года открыла маркетплейс NFT, зарегистрируйтесь сейчас по уникальным условиям — кэшбэк от 10% до 20% (зависит от секции биржи) — воспользоваться можно будет позже:

Технология NFT существует уже несколько лет, но надвигающийся аукцион Christie’s явно приблизил её к мейнстриму, чем поспешили воспользоваться цифровые деятели искусства: бывший бейсболист Мика Джонсон переквалифицировался в художника и продал NFT на один миллион долларов буквально за одну минуту; Крис Торрес, автор популярной, но довольно старой гифки “Nyan Cat”, выставил её на площадке Foundation и заработал 500 тысяч долларов (также, благодаря особенности площадки Foundation автор будет получать 10% прибыли от каждой перепродажи).

Для тех ценителей искусства, которые любят запах скипидара и хорошо натянутого холста, сумасшедшая популярность NFT просто не влезает ни в какие рамки. Но что именно представляет собой работа в формате NFT? С этого вопроса мы и начнём своё интервью с Ноа Дэвисом — экспертом в области современного искусства, который работает в Christie’s и стоит у руля предстоящего аукциона.

Попытка понять NFT — это своего рода “упражнение на абстракцию”. Настоящая работа в формате NFT – это просто набор кода. Её не существует. У неё нет объектности — говорит Дэвис.

Изображение из картины Beeple

Одно из пяти тысяч изображений на картине от Beeple

Аукцион, на котором со слов Дэвиса будет не протолкнуться, начнется менее чем через 24 часа.

Давайте перейдем к самому интервью.

Издание Hyperallergic: В описании картины от Beeple сказано: “исключительно цифровая работа без какого-либо материального компонента”. Что это значит? Если ваш лот выиграет аукцион, что вы получите?

Ноа Дэвис: Здесь важно провести границы между самой работой и токеном, который эту работу представляет. NFT — это невзаимозаменяемый токен: длинная серия букв и цифр, которая перейдет в цифровой кошелек. Но представляет этот токен — монументальный коллаж, собранный воедино художником. Если не вдаваться в детали, то можно сказать, что токен и есть сама работа. Картина “EVERYDAYS: THE FIRST 5000 DAYS” — это коллаж из пяти тысяч изображений, которые художник создавал каждый день в рамках своего проекта Everydays. В последнее время работы Beeple всё чаще стали затрагивать такие темы, как политика и поп-культура. Но настоящая работа в формате NFT — это просто набор кода. Её не существует. У неё нет объектности. На аукционе мы не продаём картину, которую можно будет повесить на стену. Тем не менее Майк (он же Beeple) весьма заинтересован в коллаборации с покупателем с целью представить работу всему миру. В этом он значительно отличается от большинства художников, которые, как правило, ставят жёсткие ограничения на использование своей работы. Однако Майк считает, что только сам владелец вправе распоряжаться приобретённым предметом искусства.

И: Скажем, я выиграл аукцион и хочу взглянуть на свою покупку, не говоря уже о том, чтобы показать её другим людям. Как я могу это сделать?

НД: На самом деле это довольно просто: вы можете просмотреть работу на телефоне, компьютере, планшете или в виртуальной реальности. Всё, что вам нужно – это экран, у которого есть доступ к изображению. NFT – это не то, о чём вы можете подумать и оно появится у вас перед глазами, вам нужен какой-то “портал”. Может быть, со временем появится какой-то чип, который можно вживить себе в голову, но пока мы к этому ещё не пришли.

Почему люди покупают NFT?

И: Ну, может быть, это случится через пару месяцев. Хорошо, а зачем кому-то покупать эту или другие NFT? Ведь настоящие картины тоже полностью уникальные, плюс ты получаешь физический предмет. Можно ли утверждать, что NFT делают рынок искусства ещё более спекулятивным, потому что это своего рода нематериальная инвестиция?

НД: Ты задал много хороших вопросов. На самый провокационный из них — зачем людям покупать NFT? — у меня есть сразу несколько ответов. Для определенной группы людей рынок NFT — это возможность для спекуляций, возможность получить хорошую прибыль. Говоря про наш аукцион: даже учитывая то, что окончательная ставка, скорее всего, будет весьма высокой, некоторые люди рассматривают работу Beeple как инвестицию на будущее. Другая группа людей считает, что NFT представляют собой философское/материальное заявление о той версии будущего, в которой технологии блокчейна и криптовалют станут нормой финансового рынка. Также есть любители искусства, которые ценят новизну и редкость. Для них работы в формате NFT прекрасно удовлетворяют потребности в чем-то совершенно новом и непонятном — как с философской, так и с исторической точки зрения. В этом случае я сразу вспоминаю тех людей, которые интересовались инсталляцией Маурицио Каттелана “Comedian” — буквально состоящей из банана, приклеенного к стене куском скотча. У покупателей NFT тоже присутствует эта храбрость — возможно, даже нотка глупости — но стоит признать, что такого рода проекты всегда находят свою аудиторию. Какая будет окончательная цена? Что ж, тэг “оценка неизвестна” рядом с работой поставлен не просто так.

Инсталляция от Maurizio Cattelan

Инсталляция художника Маурицио Каттелана “Comedian”

И: Сейчас ходит много разговоров о том, что начальная ставка в 100$ слишком низкая, в том смысле, что она привлечет людей, которые совсем непохожи на коллекционеров искусства. Хотя тут же возникает вопрос: как быстро начальная ставка в 100$ взлетит до небес? Если спросить меня, то я думаю, что мы достигнем отметки в десятки тысяч долларов за считаные секунды.

НД: Именно низкая начальная ставка и делает этот аукцион интересным. Я надеюсь, что по крайней мере в первые часы аукциона, цена будет относительно низкой, просто потому что так будет веселее — торги будут похожи на вечеринку. Также я уверен в том, что этот аукцион привлечёт коллекционеров с разным подходом к торгам. Коллекционеры NFT привыкли к дропам, которые занимают час, несколько часов, ну или максимум день, в то время как наше окно для принятия ставок гораздо шире [25 февраля – 11 марта]. Это сделано для того, чтобы привлечь категорию коллекционеров, которые привыкли иметь в запасе от 10 до 14 дней на принятие решения.

Также я считаю, что аукцион получит большое внимание со стороны криптосообщества. Вероятно, что спустя какое-то время после начала аукциона мы достигнем плато, а затем, в последние часы до его окончания нас ждёт ещё один всплеск активности. Моё предположение основывается на том, что прожжённые коллекционеры, которые делали это уже тысячи раз, будут предлагать свою цену настолько поздно, насколько это возможно, делая ставки против наиболее амбициозных первых участников.

Работа от художника Beeple

Изображение из серии EVERYDAYS, опубликованное в инстаграме художника

И: Хорошо. Теперь хочу задать несколько вопросов о процессе оформления цифровых работ. В случае с этим аукционом, отправителем выступит тот, кто продаёт работу — то есть сам Beeple, верно?

НД: Да, отправителем выступит Beeple, а также NFT-шлюз и торговая площадка — MakersPlace.

И: Некоторые платформы по продаже NFT, например, Zora предлагают художникам возможность получать проценты от будущих перепродаж. С помощью блокчейна это сделать довольно легко, потому что он содержит информацию о происхождении работы и её перемещении. Можно ли перепродать эту работу от Beeple и получит ли он процент от продаж в этом случае?

НД: Хороший вопрос. Мы в Christie’s пока ещё не приступили к реализации этих возможностей, но в ближайшем будущем планируем над ними поработать.

И: Чем интересны NFT для меня — это тем, что их необязательно продавать через рынок традиционного искусства. Не нужно ходить в галерею, подписывать бумаги и работать с посредниками — продать NFT можно практически где угодно. В какой-то мере границы стираются.

НД: Несомненно. NFT искусство не может исчезнуть. Его нельзя поместить во фрипорт, нельзя спрятать. Если кто-то захочет его увидеть, то он без труда сможет это сделать. Так что в этом смысле работы в формате NFT весьма способствуют демократизации искусства. И сейчас мы видим только начало того, как NFT повлияет на сферу коллекционирования искусства. Весьма вероятно, что в будущем технологии блокчейна будут использоваться для таких целей, которых мы сейчас и представить не можем.

И: И говоря о демократизации, я полагаю, что мы всегда сможем узнать кто покупатель NFT, потому что факт покупки записан в блокчейне, верно?

НД: Ну, по меньшей мере у нас будет адрес кошелька, на котором это NFT хранится. Не факт, что эта информация приведет нас к владельцу, потому что много людей в криптоиндустрии предпочитают оставаться анонимными. Однако я допускаю, что покупатель картины “EVERYDAYS: THE FIRST 5000 DAYS”, учитывая характер аукциона, всё-таки раскроет свою личность, но посмотрим.

Процесс создания работ из серии EVERYDAYS

Для ежедневного создания работ Beeple пользуется такими инструментами как Cinema 4D

И: Ещё я слышал, что проблема проверки подлинности с приходом блокчейна полностью отпадает. Никто не может скопировать работу, и никто не может поставить под сомнение её происхождение. Это довольно значительное достижение, не так ли?

НД: Отчасти да и отчасти нет. Вообще забавно, что любой человек может скопировать работу в том смысле, что он может сделать скриншот работы со страницы сайта и получить доступ к работе в более традиционном понимании. Но сам NFT полностью нематериален и недоступен никому кроме владельца. Чтобы это понять надо немного абстрагироваться от концепции материального искусства. NFT действительно убирают с повестки вопрос подлинности, потому что набор кода уникален, но также NFT ещё и полностью меняют наше представление об отдельном предмете искусства. Кто угодно может сохранить его к себе на страницу в инстаграм, но настоящий владелец у него только один.

И: В этом смысле NFT можно сравнить с работой ‘Comedian”, которую мы упоминали ранее. Ведь я тоже могу купить банан и приклеить его скотчем к стене, но в этом случае я не получу заверенный галереей сертификат о том, что автор этой работы Маурицио Каттелан.

НД: Именно. В этом и заключается особенность NFT. Коллекционеров привлекает то, что художник придаёт предмету искусства своеобразие, намеренно делает его редким. И блокчейн — прекрасный инструмент для этого. Возможно, банальный и даже с какой-то стороны неоднозначный, но так кажется только из-за того, что люди чересчур привыкли к материальному искусству. Однако, c приходом в нашу жизнь COVID-19 и постоянного локдауна рамки между виртуальным и материальным начали понемногу стираться. В начале карантина людей просто захватила игра Animal Crossing, потому что там вы можете строить дома и взаимодействовать с другими персонажами почти так же, как и в реальной жизни. Игра стала проводником в виртуальный мир, и то же самое может произойти с искусством. Между ними не такая уж и большая разница.

И: Как повлияет распространение цифровых работ на традиционный рынок? Станут ли материальные работы цениться ещё больше?

НД: Из-за своей ретроспективы? Трудно сказать, но это возможно. Однако я не верю в то, что NFT когда-нибудь смогут обойти по популярности картины и скульптуры. Люди очень привязаны к традиционным предметам искусства, им нравится с ними взаимодействовать как с точки зрения коллекционера, так и с точки зрения инвестора. Я не считаю, что искусство когда-либо утратит свою материальную натуру, даже если мы всё больше времени будем проводить в виртуальных мирах. Такого в истории искусства ещё не случалось и я думаю, что для физического искусства всегда найдется своё место.

C интервью в оригинале можете ознакомиться по этой ссылке.

Как относитесь к цифровому искусству именно вы? Делитесь мнением в комментариях.

Присоединяйтесь к нашему DAO, где мы совместно вкладываем в новые криптовалюты: © Материал подготовлен для сайта рейтинга КРИПТОБИРЖ и может быть открыто распространен с указанием авторства.
Автор статьи:
Дмитрий Смирнов
Открыть счёт
  • Наша методика расчета рейтинга учитывает следующие параметры: объем торгов за 24 часа, индекс доверия и соотношение числа положительных отзывов к общему числу отзывов.