Мы в соц.сетях
Главная » Аналитика » В чем заключается критика NFT? И почему она не совсем верна
В чем заключается критика NFT? И почему она не совсем верна
Опубликовано 21.06.2021

Запутанность NFT и цены, взятые с потолка, на самом деле привлекают инвесторов

Цены на произведения искусства не поддавались никакой логике, задолго до того как в эту сферу пришли спекулянты из криптоиндустрии. И это, несомненно, понимает известный британский художник Banksy. Не так давно он пожертвовал свою работу, под названием “Game Changer”, в одну из больниц Англии. Эксперты предсказывали, что она уйдёт с молотка за приблизительно 3 миллиона долларов, но в итоге цена за картину достигла 23.2 миллиона. Banksy уже высмеивал бешеные цены на произведения искусства. В 2006 году, в картине “Morons” он изобразил аукцион, где продают работу, на которой прямым текстом написано: “Не могу поверить, что вы покупаете это, кретины”.

Биржа Binance в июне 2021 года открыла маркетплейс NFT, зарегистрируйтесь сейчас по уникальным условиям — кэшбэк от 10% до 20% (зависит от секции биржи) — воспользоваться можно будет позже:

В марте 2021 года криптокомпания Injective Protocol, вдохновившись картиной “Morons” пошла на ещё одну крайность: после покупки одной из пятисот копий этой картины (за чуть менее чем 100 тысяч долларов), компания сделала её скан и затем уничтожила оригинал. Injective Protocol загрузили цифровой файл картины на межпланетную файловую систему IPFS, для того чтобы каждый мог ей полюбоваться. NFT (невзаимозаменяемый токен), который ссылается на эту работу был продан за 230 ETH (приблизительно 400 тысяч долларов). Но не спешите смеяться над покупателем этого токена, потому что некоторые NFT сейчас продаются за десятки миллионов.

Настолько высокие цены, возможно, указывают на то, что регуляторы действуют слишком медленно и неспособны защитить неискушенных инвесторов. Это можно сравнить с импульсивными покупками акций GameStop на платформе Robinhood – что в принципе является эквивалентом выбора лошади для ставок, основываясь только на её имени. Ещё хуже потерять деньги, потому что ты не понял, что ставишь на лошадь, а не покупаешь её.

Парадокс цифровых товаров

Тем не менее предположение о том, что покупателей NFT обманывают не совсем верно. У цифровых товаров есть свой парадокс: чем меньше они имеют связи с материальными вещами, тем выше может быть их цена. Абстракция цифровых товаров, их непонятное ценообразование, и даже те ничтожные преимущества, которые они дают своим владельцам по каким-то причинам убеждают покупателей приобретать NFT и больше всего это касается тех, кто покупает NFT напрямую от художников. У людей могут быть довольно неочевидные причины для покупки какого-либо актива, и NFT не исключение.

За долгую историю развития технологий и финансов, новые и непонятные продукты часто вели к тому, что большие суммы быстро перетекали из рук в руки. Если быть точнее, многие рынки построены на этой динамике, и некоторые из них даже более отдалены от реального мира, чем NFT. В 2008 году в мире финансов существовала ещё одна трёхбуквенная аббревиатура – CDO (обеспеченные долговые обязательства). Они развалились так же стремительно, как и поднялись, попутно положив начало новому финансовому кризису. Запутанность этих инструментов часто вызывает вопросы у регуляторов и финансовых советников, но всё же привлекает определенных инвесторов.

Некоторые артисты и создатели контента считают повальное увлечение NFT подарком судьбы. Они продают книги комиксов, музыкальные альбомы, цифровое искусство, твиты, отрывки из баскетбольных матчей и даже звук испускания газов через блокчейн, часто за довольно большие суммы. Немало артистов зарабатывают на NFT, даже несмотря на свой скептицизм. Например, канадский диджей deadmau5, после того как сделал легкие деньги на одном из своих NFT, признался фанатам, что “музыканты рады тому факту, что теперь могут обманывать своих фанатов сильнее, чем могли это делать музыкальные лейблы”.

NFT от музыканта deadmau5

Работа в виде NFT от диджея Deadmau5

Почему люди покупают NFT?

Не вдаваясь в излишние детали, первый покупатель NFT получает три вещи: приятное чувство от финансовой поддержки артиста; гордость от того, что он обладает его продуктом; и возможно самое ценное — актив, который можно впоследствии перепродать. Однако, у покупателя NFT нет исключительной особенности владения товаром. В реальном мире при покупке шоколадного батончика ты не можешь кому-то отдать его часть, при этом ничего не потеряв. Именно то, что ресурс батончика ограничен, делает его ценным.

Покупатель NFT, напротив, приобретает не саму работу, а скорее публичный токен, который на эту работу ссылается. Например, в случае с цифровой картиной, токен может являться уникальным номером, который ссылается на копию картины, причем сама картина находится на сервисе по типу IPFS. Токен виден для всех, как и сама картина, так что любой человек при желании может перейти на сервис и скачать работу себе. В настоящее время большинство NFT не передают право на интеллектуальную собственность купленной вами работы. То есть если вы купили, скажем, гифку летающего кота, это не дает вам право распоряжаться ей каким угодно образом. У вас остается ровно столько же прав на интеллектуальную собственность, как и у человека, который не покупал этот NFT. При покупке вы получаете только токен, который публично подтверждает, что вы владеете этой работой в формате невзаимозаменяемого токена. Если вы подключите свой кошелек, на котором хранится NFT, в какой-либо сервис вы сможете любоваться трофеем в своей коллекции. Как вы могли заметить, нам пришлось постараться, чтобы описать уникальность NFT.

Невзаимозаменяемые токены чем-то схожи с покупкой реальной картины, которая тем не менее остается в галерее, где вы её купили. Картина будет доступна всем посетителям галереи, а после просмотра они смогут купить настолько неотличимую от оригинала копию, что многие могут счесть её за оригинал. Кроме того, бывали случаи, что музей недостаточно хорошо заботился о “вашей” картине: она могла быть утеряна, повреждена, заменена или даже полностью уничтожена. Конечно, и в сфере NFT бывали случаи, что токен переставал ссылаться на оригинал работы. Сайт checkmynft.com, помогает предотвращать такие случаи посредством аудита NFT, которые продаются на крупных площадках и хранятся на IFPS.

Стоит отметить, что при покупке NFT вы можете дополнительно получить какую-нибудь безделушку. Может возникнуть вопрос: стоит ли отправлять эту безделушку следующему владельцу NFT, при перепродаже? Возможно. Один пользователь приобрел NFT цифрового дома, стоимостью 500 тысяч долларов, который шел в комплекте с 3D моделью. Владелец NFT мог пользоваться этой моделью, но должен был пообещать, что если он перепродаст своё NFT, то передаст вместе с ним и 3D-модель, а свою копию удалит. Предметы традиционной собственности – такие как вспомогательные товары или услуги, которые продаются на Ebay или блошином рынке – скорее отвлекают от сути NFT, чем придают ей дополнительную ценность. Главная ценность NFT заключается в том, что они значительно отличаются от предметов собственности, в привычном их понимании.

Цифровой дом в виде NFT

Цифровая работа “Дом на Марсе” была продана за более чем 500 тысяч долларов

Когда меценат поддерживает художника грантом, деятель искусства может публично его поблагодарить. Хоть меценаты и не покупают картины художника напрямую, они публично демонстрируют свою приверженность посредством гранта, тем самым получая определенную репутацию. Эта репутация становится особенно важна, потому что меценат не получает ничего материального взамен. Это напоминает мне о приложении под названием “I Am Rich” (я богат), вся суть которого заключалась в отображении на экране светящегося красного алмаза. Приложение продавалось в Apple App Store за 999,99 долларов и было куплено 8 раз. Кроме того, только два человека из восьми пожалели о своей покупке и потребовали возврат средств. Как вы знаете, приложения нельзя перепродать, так что их приобретали явно не с инвестиционной целью.

Думаю теперь вы понимаете почему люди готовы платить настолько высокие суммы за NFT, почти ничего не получая взамен. В конце концов, они ведь торгуются на блокчейне, основной функцией которого является запись покупки и продажи цифровых монет, которые ни на что не ссылаются, однако набрали приличную капитализацию и признаются большинством людей как валюта. Когда криптовалюта Ether – чье название буквально переводится как пар – стоит больше 2 тысяч долларов, почему бы NFT на этом блокчейне, которые хотя бы ссылаются на цифровую работу, не привлечь немного внимания? Биткоин, который стоил 4$, когда я впервые о нем услышал, сейчас стоит десятки тысяч долларов. “Криптокиты” — люди, которые разбогатели благодаря биткоину, имеют практически религиозную приверженность к криптовалюте и всем её производным. Неудивительно, что они выбирают хранить свое состояние на блокчейне, подальше от традиционной финансовой сферы.

Независимо от вашего отношения к токенам на блокчейне, можно утверждать одно: они обрели ценность в результате парадокса. Если бы такие компании как Comcast, Walmart или Goldman Sachs попробовали создать централизованный блокчейн, в котором изначально все токены находятся в руках компании, вряд ли люди выстроились бы в очередь за их покупкой (только если бы компании не предлагали что-нибудь материальное взамен). Однако биткоин и другие криптовалюты отличаются тем, что у них нет главного органа, который их регулирует. Вместо этого, им управляют неаккредитованные обладатели вычислительной мощности, которые решили вдохнуть в него жизнь, предоставив свои мощности для обработки транзакций в обмен на часть этой криптовалюты. Парадокс в том, что такие валюты имеют ценность именно потому, что их никто не контролирует.

Впрочем, и сам интернет работает как никому не принадлежащая коллективная галлюцинация. У интернета нет генерального директора, ни одна организация не контролирует его развитие. Существуют только производители интернет-устройств, операторы связи (они взаимодействуют с более крупной сетью) и разработчики программного обеспечения (они помогают интернету доносить информацию удобным для пользователей образом). Новые стандарты интернета предлагаются некорпоративной организацией волонтёров, которая занимается их обслуживанием, а принимаются посредством экстренного консенсуса участников, а не с помощью какого-либо регулирующего органа и часто на основе того лучше ли новые стандарты прежних, или хотя бы на основе того, как на новые стандарты смотрят другие участники. Может быть, эта структура и выглядит слегка шаткой для творческой и коммерческой деятельности (гораздо более шаткой, чем то, что могли бы предложить механизмы централизованного управления), компании с триллионом рыночной капитализации и абсолютно новые сферы уже построены на ней. Если бы AOL, CompuServe или любой другой поставщик онлайн-услуг предложил запустить глобальную совместимую компьютерную сеть, чья ценность зависит от вклада других, она, вероятно, никогда не достигла бы успеха.

Заключение

Пока вечеринка NFT продолжается, вряд ли можно жалеть тех людей, кто задействован в этой сфере. Конечно, при условии того, что эти люди понимают, за что платят деньги и что могут быть оказаться последними, у кого в руках тюльпанну или токен, который олицетворяет уже уничтоженную картину Banksy.

NFT и технология блокчейна порождают философские вопросы: почему люди ценят нематериальные вещи? почему люди готовы покупать вещи не из-за их реальной ценности, а только потому, что эту вещь, возможно, будут ценить другие люди? Сам факт того, что ценность может возникнуть в результате коллективного помешательства доказывает непредсказуемость человечества, а также напоминает нам о том, что не всё в жизни может оцениваться с привычной нам позиции.

Статья подготовлена по материалам The Atlantic.

Как думаете NFT это мимолетный хайп или технология с нами надолго? Делитесь мнением в комментариях.

Канал в Telegram:

Рады подарить вам постоянную скидку 20% на спотовые комиссии на бирже Binance:

(по ссылке вы получите постоянную скидку 20% на спотовые комиссии и 10% в секции фьючерсов на бирже Binance, возможна покупка криптовалюты с карт Visa/Mastercard/МИР и платежных систем Qiwi и других)

  • Наша методика расчета рейтинга учитывает следующие параметры: объем торгов за 24 часа, индекс доверия и соотношение числа положительных отзывов к общему числу отзывов.