single.php
Связаться с нами

Что думают об NFT деятели искусства?

Опубликовано 08.09.2021

Интервью с художниками об NFT

В рамках нашей серии “экономика творчества” мы поговорим с двумя художниками, которые изучают перспективные направления, предлагаемые криптоиндустрией.

Стремительно развивающаяся модель токенизации активов, которая включает в себя невзаимозаменяемые токены (NFT), позволяет коллекционерам и инвесторам по-новому взглянуть на рынок искусства. Токенизация позволяет наделить правом собственности любой цифровой продукт или предмет коллекционирования, а также предлагает огромное количество новых бизнес-моделей для создателей контента.

Благодаря торговым площадкам NFT у создателей контента появились абсолютно новые источники дохода, поскольку каждый раз, когда работа художника перепродается на вторичном рынке, часть прибыли автоматически поступает автору работы. Вся эта процедура полностью прозрачна и прописана в блокчейне, и на самом деле это довольно большой сдвиг в экономике творчества.

Наш первый гость – один из самых известных людей в индустрии криптоискусства, и в то же время один из наиболее загадочных. Художник и дизайнер, под псевдонимом Pak, одним из достижений которого является разработка сайта по поиску изображений Archillect, принял решение не смешивать восприятие своей личности со своими работами, поэтому не раскрывает своего имени. Как говорит Pak в своих других интервью, только сами работы чего-то значат.

Биржа Binance в июне 2021 года открыла маркетплейс NFT, зарегистрируйтесь сейчас по уникальным условиям — кэшбэк от 10% до 20% (зависит от секции биржи) — воспользоваться можно будет позже:

И его работы действительно говорят сами за себя. За этот год, только на одной площадке SuperRare, Pak продал больше 60 предметов цифрового искусства общей стоимостью более чем на 350 тысяч долларов. И эти цифры лишь с одной площадки!

nft,невзаимозаменяемый токен,криптоискусство,цифровое искусство

Скриншот цифровой работы “Cube” от художника Pak

В этом интервью Pak и Зоран Басич из редакции a16z поговорят о теме NFT. Если вы незнакомы с этим понятием, то NFT (невзаимозаменяемые токены) – это тип токенов, каждый экземпляр которого уникален и не может быть заменён другим аналогичным токеном. Давайте объясню на примере: возьмём, для примера купюру в один доллар, она взаимозаменяема, поскольку другая такая купюра стоит ровно столько же – один доллар. Но произведения искусства, или скажем, предметы коллекционирования чаще всего невзаимозаменяемы. Их ценность устанавливается участниками рынка на каждый экземпляр по отдельности. С помощью технологии блокчейна мы можем наделить цифровые активы правом собственности, который можно будет легко передавать.

Для более подробного ознакомления с темой NFT рекомендуем прочитать цикл статей по ссылке.

Наш разговор мы начнём с концепции цифрового искусства.

Зачем кому-то платить огромные деньги за работу, которую, как кажется, можно легко скопировать?

PAK: Видишь ли, это вопрос с подвохом. Новички в сфере NFT предполагают, что работу можно полностью скопировать, но на самом деле это не совсем так. Скопировав работу, вы не получите уникальный токен, к которому эта работа прилагается. Владение NFT больше о владении этим уникальным токеном, который привязан к работе, нежели самим цифровым файлом. Мысль о том, что NFT может скопировать себе на компьютер правым щелчком мыши можно сравнить с мыслью, что если вы сделаете фото “Моны Лизы” или фото билета на самолёт, то вы станете его владельцем. Ценность NFT не в самом цифровом файле, а в доступе и праве собственности на него.

И со временем люди начнут это понимать. Каждый новый посредник в сфере искусства прошел через это. То, что людям тяжело это понять, на самом деле даже хорошо. Когда споры об этом прекратятся, останется результат, который и даст признание криптоискусству. С моей точки зрения, суть спора не в том “искусство это или нет?”, гораздо важнее вопрос “достаточно ли уникально?”. И рано или поздно люди окончательно убедятся, что достаточно.

Какие у художников были модели заработка раньше и как криптоиндустрия может их изменить?

Я никогда не характеризовал себя как “художника”, хотя то, чем я занимаюсь, дизайн, в какой-то степени искусство. Думаю, что тех, кто занимается цифровым искусством лучше называть криптодеятелями искусства, нежели криптохудожниками.

У нас, в индустрии дизайна, одни из самых распространенных способов заработка — это работа на кого-то, фриланс и работа в собственной студии.

Если говорить о работе с искусством в криптосреде, то она ближе всего к модели фриланса, но с одним важным уточнением. Клиенту, который заказывает у вас дизайн, он нужен, в то время как коллекционер хочет заполучить его. Иногда гораздо приятнее быть желанным, чем нужным.

Как ты познакомился с криптоиндустрией, и как развивался твой интерес?

Мне удалось познакомиться с биткоином ещё до всеобщего хайпа. Мне всегда, сколько себя помню, были интересны концепции ценности, и в случае с биткоином мне сразу понравилась абсолютно новая идея её передачи.

Что касается NFT, то с этой сферой я познакомился относительно недавно. Можно сказать, что с NFT меня познакомил один из членов команды CryptoKitties. Когда проект ещё только зарождался, он обратился ко мне с просьбой сделать дизайн для одной из кошек проекта, под названием Archillect.

Сегодня сфера NFT гораздо больше, чем набор смешных картинок. Я верю в потенциал технологии и очень счастлив принимать участие в её развитии.

За счет чего NFT привлекают людей, которые занимаются искусством, переходить на рынок криптоискусства?

Ну, что-то похожее сейчас происходит в автомобильной индустрии, где становится всё больше электромобилей. По моему мнению, в скором времени не будет разделения людей, на тех, кто занимаются традиционным искусством и криптоискусством. Оно нужно только на первоначальной стадии развития NFT, а в дальнейшем, я думаю, в нем отпадет надобность. Проще говоря, если любой деятель искусства может начать заниматься криптоискусством, то почему бы не попробовать?

Большая часть деятельности в криптоиндустрии проходит на финансовом поле – в основном это трейдинг, займы, кредиты и инвестирование в криптовалюты. В чем заключается привлекательность криптоиндустрии для художников, дизайнеров и других творческих личностей?

Возможность создания и уничтожения чего-то, что имеет ценность, всегда привлекало любого деятеля искусства.

Какой совет ты можешь дать начинающим создателям контента, которые изучают криптоиндустрию с целью продажи своих работ?

Экспериментируйте!

Последнее время ты работаешь на пересечении технологий и искусства. Как думаешь, помимо дополнительного заработка для художников, криптоиндустрия, блокчейн и децентрализация в целом имеют глубокое культурное значение или какую-то символичность?

Всё что угодно может иметь символическое значение; символичность больше в глазах получателя, нежели источника. Я ценю идеи блокчейна и децентрализации за новаторские решения и создаваемую ценность на основе этих решений. Именно поэтому я здесь, в индустрии, в которой границы дозволенного постоянно расширяются. Децентрализация может привнести в нашу жизнь много всего интересного. На данном этапе все эти идеи можно сравнить с интернетом, ещё до того как он перешел в мейнстрим, поэтому я думаю, что не стоит упускать такую возможность.

Давай поговорим о доходе художников. Как думаешь, технология NFT будет способствовать тому, что только малая группа людей будет зарабатывать хорошие деньги, как это происходит сейчас в традиционном мире искусства, или распределение богатства станет более равным?

Аукционы традиционных произведений искусства — это совершенно другая бизнес-модель, поэтому не совсем корректно сравнивать их с NFT. Разумеется, криптоискусство будет иметь свою определенную аудиторию, и думаю оцениваться оно будет по аналогии с традиционным искусством.

Однако, NFT не ограничиваются только произведениями искусства – они могут использоваться и для множества других вещей. Благодаря NFT, практически всё что угодно можно наделить цифровым правом собственности. Они могут быть полезны в медиа, индустрии развлечений, сделках с недвижимостью, игровой индустрии, идентификации и много где ещё. Переходя непосредственно к твоему вопросу: я не думаю, что только небольшая группа будет зарабатывать хорошие деньги. Я думаю, что NFT может стать базой для многих бизнес-моделей будущего.

Сигни Пирс о миксе NFT и традиционного искусства

Наш следующий гость – Сигни Пирс, американская художница, которая работает в сфере перформанса, фотографии, видео и цифрового искусства. Её работы были представлены на самых крупных выставках в Париже, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Сейчас она выпускает свои произведения искусства на цифровой площадке Foundation. Цены на ограниченные серии NFT на этом сайте меняются практически также быстро как котировки акций на фондовом рынке: динамика спроса и предложения зависит от покупателей и продавцов, которые могут быть инвесторами, коллекционерами, либо просто поклонниками определенного художника (недавно Сигни устроила аукцион и на одиночные релизы NFT). В этом интервью мы обсудим, почему Сигни приняла решение попробовать свои силы на крипторынке, как это повлияло на её творчество и бизнес, а также о том, как криптоиндустрия меняет способы взаимодействия с поклонниками. Ещё Сигни обещала поделиться некоторыми советами для тех, кто только начинает свой путь в криптоиндустрии.

nft,невзаимозаменяемый токен,криптоискусство,цифровое искусство

Выставка работ Сигни Пирс в художественной галерее в Лондоне

Но сначала Сигни расскажет нам о том, как внезапный всплеск популярности её социальных сетей открыл ей глаза на новые способы монетизации для создателей контента.

Сигни Пирс: Мой аккаунт на Tumblr был чрезвычайно популярен в 2014-2017 годах: в то время мои рисунки набирали сотни тысяч репостов. И я постоянно думала: почему нет никаких способов монетизации моей аудитории? Как вообще можно это устроить? Как превратить лайки в деньги? Именно поэтому я и обратила внимание на технологию блокчейна. Я понимаю, что у блокчейна и токенизации есть потенциал значительно изменить рынок искусства, а также позитивно повлиять на жизни художников, коллекционеров и просто людей, которые увлекаются искусством.

Как ты начала работать с площадкой Foundation?

Мне довелось познакомиться с Линдсей Ховард, одним из кураторов этой площадки. Мы с ней долго общались о том, как можно изменить индустрию искусства и как дать больше прав самим артистам. Я думаю, что моя работа с этой площадкой началась, отчасти потому что я очень доверяла куратору, который меня приглашает, а также потому что я видела, что команда проекта держит руку на пульсе этого рынка. Всё это убедило меня присоединиться именно к ним.

Какие твои работы представлены на площадке сейчас? Можешь немного рассказать о них?

Не так давно я закончила серию из трех работ под названием Jangular Lilies. Две работы из этой серии идут тиражом в сто экземпляров, а третья, видеоработа, тиражом в десять экземпляров. Я создавала эту серию специально для тех людей, которым интересна тема цифрового искусства, но которые боятся обжечься. (на площадке Foundation можно выпустить работу как в нескольких экземплярах, которые впоследствии будут обменяны на физическую копию, так в и одном, в формате аукциона).

Посмотрим, что из этого выйдет. По большому счету, люди могут просто поэкспериментировать с криптой. Мне было очень интересно наблюдать, как проходит аукцион в онлайн-режиме, как люди делают ставки, для меня это был новый опыт.

Интересная особенность площадки в том, что фанаты/коллекционеры/инвесторы могут купить NFT в момент листинга, и затем получить физическую копию, которая может быть даже ещё не готова. Я правильно понимаю?

Да.

Либо, пока они ждут, они могут перепродать NFT, которое привязано к этой работе другому человеку. То есть цена на работу в процессе создания может меняться, верно?

Да, всё правильно.

Всё приходит к тому, что люди начинают торговать этим NFT-токеном и сам процесс становится более увлекательным, ведь постоянно меняющиеся цены на NFT могут привлечь не только коллекционеров или фанатов, но также и людей, которым это интересно с точки зрения трейдинга или инвестирования.

Да, я понимаю, что некоторым художникам может это не понравиться, но мне интересно наблюдать за процессом торгов, ты как будто смотришь на свои работы как на акции какой-нибудь компании. Меня всё это очень привлекает, потому что сфера абсолютно новая, и кто-то должен этим заниматься, чтобы она продолжала расти.

Покупатель определенной NFT может просто ждать, пока цена на эту работу поднимется, и затем продать её, так и не получив физическую копию, верно?

Да, такое может быть. И думаю, что это тоже крутой способ поддержать художника. Если ты решишь не обменивать свой NFT-токен на физическую копию, ты по-прежнему поддерживаешь меня как артиста. Думаю, что аспект трейдинга может привлечь тех людей, которые раньше не интересовались подобными вещами.

Ещё одна вещь, которую мы должны упомянуть: каждый раз, когда кто-то продает твою работу на вторичном рынке, ты получаешь определенный процент от этой продажи.

Да, абсолютно верно. И ещё, чем больше продано работ определенной серии, тем выше цена на оставшиеся. Очень впечатляющая система.

Как ты устанавливаешь цены? Как ты решаешь, какая будет начальная цена и какой будет тираж?

Я долго думала над этим вопросом. У моих работ, которые продаются через традиционные рынки искусства, намеренно низкий тираж. Они идут вместе с качественной рамкой и само изготовление довольно сложное. Эти работы я стараюсь сделать довольно редкими. Что касается NFT, у них тираж выше и цена соответственно должна быть ниже. Для физических копий NFT я изготавливаю печать высокого качества, но поскольку уровень редкости всё равно несопоставим с выставочными работами, ценник более демократичный.

Мне нравится работать с NFT, потому что я по-прежнему работаю в сфере искусства, но могу создавать произведения, которые будут доступны большему числу людей. Я всегда серьёзно подхожу к своей работе и хочу, чтобы оценивалась она соответствующе. Также мне важно, чтобы мои работы со временем обретали большую финансовую ценность. По этой части традиционный рынок искусства прекрасно справляется с моими потребностями.

Но я не хочу, чтобы мои работы были недоступны для большей части людей, поскольку это противоречит моим принципам. Искусство должно создаваться для людей. Вот такой у меня подход. Не скажу, что он подойдет каждому, но мне нравится работать с двумя направлениями одновременно: как с традиционным искусством, так и с криптоискусством. Для меня всегда интересно попробовать что-то новое, попробовать привлечь новых людей в этот мир коллекционирования, но я никуда не ухожу от традиционного рынка.

Когда ты заходишь на сайт, посмотреть свои работы, ты как будто попадаешь на фондовый рынок, верно? Отображается цена актива и процент того, насколько он упал или поднялся. Кажется, я видел твои работы сегодня утром и все они поднялись в цене больше, чем на 100%. Поздравляю.

Да. Дела идут довольно хорошо.

Как часто ты смотришь ценник своих работ на вторичном рынке? Какие у тебя ощущения? Это ведь совершенно новый опыт, видеть как люди в реальном времени оценивают твою работу.

Да, это потрясающе. Чувствуется какой-то дух современности. Буду суперчестной и скажу, что я далеко не финансист. Я художник, но я современный художник и меня всегда интересовали какие-то новые вещи, которые происходят в мире искусства. Когда я вижу оценку моих работ в режиме реального времени, меня это немного будоражит, потому что я из такого поколения – я привыкла к Tumblr, где ты постоянно следишь за количеством лайков и репостов. Но я бы не сказала, что для меня это как-то особенно важно, моя реакция в основном ограничивается только небольшим притоком дофамина. То, что ты видишь реальную оценку своих работ прямо сейчас, просто делает игру немного увлекательнее, приносит больше внутреннего удовлетворения.

Какое количество денег можно на этом заработать? Могут ли это быть весьма значительные суммы или скорее небольшое дополнение к основному заработку? Какой процент твоих доходов идет от NFT?

Знаешь, я просто рада, что могу зарабатывать деньги посредством своих работ. Для меня NFT – это ещё один способ привлечь аудиторию, творить и зарабатывать на этом. Сплошные плюсы. Может быть, прибыль от продажи одной работы не такая большая как на традиционном рынке, но с NFT ты ведь можешь сделать и несколько релизов. Если учесть этот факт, то мой доход с NFT сопоставим с доходом от продаж на традиционном рынке. На самом деле иногда даже больше.

Прямо сейчас для меня нет никакого смысла выпускать только работы с чрезвычайно высоким ценником (примечание: речь идет о традиционных работах). Слишком долго приходится ждать правильного восприятия и справедливой рыночной оценки. Когда их перепродают на вторичном рынке, я даже часто об этом не знаю. Наверное, я узнаю об этом, только если это прописано у меня в контракте.

Что ты думаешь насчёт соперничества между цифровым искусством и реальным? Как я понял, ты собираешься отправлять физические копии своих цифровых работ людям. Это, вероятно, снижает твою конечную прибыль, потому что есть некие затраты на производство, в то время как полностью цифровые работы гораздо легче воспроизвести.

Да, ты прав.

Но с другой стороны, процесс выпуска цифрового искусства долгое время был довольно сложным, потому что не было должных механизмов защиты от копирования. Сейчас, с приходом криптографии, такая защита появилась. Теперь мы можем отследить происхождение работы и понять оригинальная она или нет посредством NFT-токена. Как ты думаешь, помогут ли эти вещи NFT стать полноценной бизнес-моделью?

Хорошо, что ты затронул такую важную тему. Я думаю людям сейчас очень сложно понять, почему они должны платить за видеофайл или гифку. Им трудно представить, почему работа, которую даже нельзя потрогать, имеет ценность. Художникам и другим людям, кто работает в этой сфере, необходимо помочь людям разобраться в этих вопросах. Как ты сказал, технологии блокчейна позволяют любому человеку отследить оригинальное происхождение цифрового файла и тем самым убедиться в его подлинности. Думаю, это главный аргумент, который заставит людей понять, в чём ценность цифрового искусства.

Когда в сознание людей закрепится тот факт, что цифровое искусство тоже чего-то стоит, рынок искусства изменится кардинальным образом.

Ещё я хочу поговорить с тобой о вовлечении фанатов, потому что NFT открывают много новых способов взаимодействия со своей фан-базой. Сейчас некоторых поклонников привлекают инвестиционные возможности, но это далеко не единственное использование NFT. Владение NFT-токеном может сигнализировать, что ты “суперфан”, а также давать эксклюзивный доступ к каким-то фишкам. Как будет развиваться взаимодействие с фанатами посредством NFT по твоему мнению?

Я думаю, что у этой сферы просто необъятный потенциал. Доступ к каким-то эксклюзивным товарам/услугам/впечатлениям определенно будет большой частью вовлечения фанатов с помощью NFT. Нас ждем много всего интересного.

Я хочу найти такой способ взаимодействия с фанатами, который будет казаться классным лично мне. Для меня, делать именно то, что хочется – это одна из основополагающих вещей в этом бизнесе. Мне ещё предстоит разобраться, как именно я хочу вовлечь своих фанатов, что я могу им такого предложить, чего бы сама хотела получить от другого художника. Это очень важное решение, потому что по нему сразу можно понять, что действительно ценит художник.

Мне было бы интересно услышать твоё мнение, что должен знать о криптосфере начинающий художник, который пытается вырваться из этой крысиной гонки под названием “коммерческая система традиционного искусства”. Как много им нужно изучить, прежде чем они смогут начать заниматься NFT?

Вообще, было бы неплохо иметь ментора, который сможет тебе подсказать какие-то базовые вещи. Если такого ментора у вас нет, то тогда вам необходимо самому погрузиться в тему и самостоятельно всё изучить. Я сама через всё это прошла. Конечно, я не могу сказать, что полностью понимаю все механизмы, которые стоят за этим рынком, но я и не посвящала этому всё своё свободное время. Как уже говорила, я в первую очередь художник, но тот художник, которому интересно разбираться во всех этих новых технологиях. Поэтому я потратила какую-то часть своего времени, чтобы как следует во всем разобраться. Без этого никак.

Ещё хочу отметить важность предпринимательского духа. Спросите себя: что я теряю? Если сейчас вы не зарабатываете какие-то хорошие деньги на традиционном рынке, то почему бы не попробовать свои силы в криптоиндустрии? Думаю, что такой подход значительно помогает во всех сферах жизни, а не только в творчестве. Скажите себе: “Давай попробуем что-то новое”. И как только эта мысль придёт в голову достаточному количеству людей, именно тогда индустрия начнет меняться.

Спасибо, Сигне. Было очень приятно поговорить с тобой, услышать, что ты думаешь по этому поводу.

Было очень интересно поучаствовать, спасибо за приглашение.

С интервью в оригинале вы можете ознакомиться на сайте a16z.

Присоединяйтесь к нашему DAO, где мы совместно вкладываем в новые криптовалюты:

Пробовали ли вы создавать свои NFT? Делитесь опытом в комментариях.

© Материал подготовлен для сайта рейтинга КРИПТОБИРЖ и может быть открыто распространен с указанием авторства.
Автор статьи:
Дмитрий Смирнов
Открыть счёт
  • Наша методика расчета рейтинга учитывает следующие параметры: объем торгов за 24 часа, индекс доверия и соотношение числа положительных отзывов к общему числу отзывов.
  • Биржи криптовалют