Мы в соц.сетях
Главная » Аналитика » Блокчейн, токены, NFT и фанатские сообщества
Блокчейн, токены, NFT и фанатские сообщества
Опубликовано 09.07.2021

Творцы, сообщества и серое пространство между ними

Как криптография и NFT меняют взаимоотношения создателей контента и их поклонников.

Интервьюер: “Это всего лишь инструмент, не так ли?”

Дэвид Боуи: “Нет, нет, это инопланетная форма жизни”

Такой фразой Боуи, в интервью 1999 года, предсказал, что интернет будет означать для музыкальной индустрии сегодня. В частности то, как он изменит взаимоотношения между артистами и их аудиторией. Он уже тогда понимал, что человечество находится на пороге чего-то одновременно восхитительного и пугающего: рушатся барьеры между творцами и их сообществами.

Если раньше произведения искусства или информация транслировались аудитории в одностороннем порядке, то теперь это начинает больше походить на диалог, в котором то, что исходит от создателя, не может считаться завершенным до тех пор, пока не появится аудитория и не привнесет свою собственную интерпретацию. Начиная с этого этапа, произведение развивается, сэмплируется и ремикшируется способами, которые создатель и представить себе не мог.

Биржа Binance в июне 2021 года открыла маркетплейс NFT, зарегистрируйтесь сейчас по уникальным условиям — кэшбэк от 10% до 20% (зависит от секции биржи) — воспользоваться можно будет позже:

Боуи назвал область, где встречаются создатели и их сообщества, “серым пространством” между ними: новой областью взаимодействия, где рождаются наиболее интересные вещи. И он предсказал, что именно вокруг этого пространства будет сосредоточено искусство XXI века.

Дэвид Боуи - BowieNet

Интернет сервис BowieNet

Боуи опередил свое время в понимании пространства возможностей “всемирной паутины”. Еще в 1998 году он запустил своего собственного интернет-провайдера “BowieNet”, который, помимо основных услуг, служил платформой для сообщества его поклонников. Сервис включал в себя персональные e-mail адреса (yourname@davidbowie.com), доступ к эксклюзивной музыке от Rolling Stone, эксклюзивному контенту и живым чатам.

В 1997 году Боуи провел первую кибер-трансляцию своего концерта Earthlings в Бостоне, который поклонники по всему миру смогли увидеть вживую. И хотя тогда у большинства людей не было достаточно быстрого интернета, это было первым признаком того, что скоро все изменится…

Трэвис Скотт Fortnite

Апрель 2020: боле 12 миллионов людей наблюдали выступление Трэвиса Скотта в Fortnite (источник)

Я смотрю интервью Боуи и не могу отделаться от мыслей о том, что в последнее время происходит с NFT и токенами сообществ. Новых пользователей, которые знакомятся с приложениями web3, привлекает не идея “необузданных” денег, а красивые произведения искусства, музыка, клипы NBA, игры (ещё в них можно зарабатывать) коллективное владение и общее ощущение сопричастности.

Такое ощущение, что мы вступаем в следующую эволюционную фазу онлайн-сообществ. Здесь вы и другие люди не просто являетесь участниками одного и того же тематического чата, но совладельцами самого сообщества, в системе, в которую встроены механизмы стимулирования, чтобы вознаградить вас за ваш вклад в это сообщество. Сообщество способно развивать продукт совместно с его создателями.

Как заметил Боуи, аудитория становилась по меньшей мере такой же важной, как и артисты. Сегодня пользователи децентрализованного протокола важны как минимум в той же степени, что и человек, написавший код. А держатели токенов сообщества важны не меньше, чем тот, кто выпустил этот токен.

Давайте рассмотрим некоторые примеры того, что появилось из “серого пространства” в 2020 году.

NFT и определение цены за счет аудитории

Zora – это платформа, которая позволяет создателям выпускать произведения искусства и товары ограниченным тиражом в виде криптотокена. Один токен можно обменять на одну единицу реального продукта. Что это значит?

Добавление какого-либо предмета на Zora создает криптовалюту, которая его представляет. Если вы хотите добавить туда 100 пар кроссовок, будет создано 100 токенов, которыми затем можно будет владеть и торговать в Интернете. Это позволяет динамически оценивать физический продукт в зависимости от спроса и предложения на открытом рынке.

Сперва устанавливается базовая цена за токен. Затем цена на последующие токены меняется по мере того, как люди торгуют ими.  Это означает, что до того, как вы обменяете ваш токен на продукт, к которому он привязан, вы можете продать его на рынке, с прибылью или убытком. При этом торговые комиссии отчисляются создателю продукта.

Когда кто-то обменивает токен на физический продукт, создатель получает доход исходя из текущей рыночной цены. Сам токен сжигается и навсегда удаляется с рынка. А продукт отправляется своему новому владельцу.

Во вступительном посте в блоге Zora говорится, что это их решение того, что они называют “Проблемой Yeezy”. Канье и Adidas продают кроссовки Yeezys за 220 долларов. Но поскольку продукт пользуется таким высоким спросом, эти кроссовки продаются на вторичных рынках, таких как StockX, по цене в 10 раз выше. При этом создатель продукта не получает от этого никакой выгоды. С такими платформами, как Zora, создатели могут создавать свои собственные рынки, дающие простор для истинного определения цены, а также получают возможность извлечь некоторую выгоду из последующей рыночной активности.

Андре Анжос, лауреат премии “Грэмми” также известный как RAC, является одним из самых активных сторонников web3, когда дело касается инновационных источников дохода для художников и новых способов взаимодействия с фанатскими сообществами. Он сотрудничал с Zora во время создания своего третьего студийного альбома BOY. RAC выпустил кассету ограниченным тиражом как токен $TAPE с динамической ценовой кривой. Первоначально $TAPE стоил 20 долларов, но вырос до нескольких сотен, когда набралось достаточно желающих принять участие в этом эксперименте с определением истинной цены на произведение искусства.

Вот краткий обзор того, как был организован этот процесс:

NFT исполнителя RAC

Создание рынков для продуктов с ограниченным тиражом на блокчейне

Это всего лишь один пример того, как творцы могут создавать свои собственные рынки, используя криптовалюты. Обратите внимание, что в настоящее время они могут выпускать только лимитированные серии продуктов с установленным фиксированным предложением. Все еще существует множество контекстов, в которых фиксированные цены имели бы больше смысла.

В большинстве случаев сегодня цена товара и доля прибыли, которую получает создатель, определяются морем посредников, и аудитории просто приходится принимать это как данность. Такие платформы, как Zora и Foundation, переворачивают эту модель с ног на голову. Они позволяют ответить на вопрос: если вы производите только ограниченное количество продукта и открываете его для рынка, какова его истинная цена?

Вот рынок $TAPE на Zora по состоянию на 8 октября 2020 года

NFT $TAPE

 

Вот пример другого рынка – ограниченный тираж EP PLS&TY на платформе Foundation, где используются аналогичные идеи токенизированных товаров и ценовой кривой:

Рынок PLS&TY на Foundation

Страница токена $PECIAL на Foundation

Ценовая кривая на один из NFT (пример)

Ценовая кривая токена $PECIAL

В то же время у создателей есть сообщества на Patreon, Bandcamp, модераторы субреддита и поклонники по всему миру, которые распространяют информацию об активности своего кумира. Несомненно, эти заинтересованные стороны, как минимум столь же важны, что и звукозаписывающие компании, которые выпускают альбомы. Тем не менее, они единственные, кто лишен возможности получать выгоду от той ценности, которую они придают творческому проекту. Как мы можем это исправить?

Владение долей творческого проекта

Вы когда-нибудь поддерживали группу или художника, с самого первого дня их творческого пути? Будь то ютубер с несколькими сотнями подписчиков, которого вы случайно обнаружили и он вас “зацепил”, или друзья, которые создали в школе музыкальную группу и раздавали одноклассникам записанные дома мини-альбомы.

По мере того, как творческий проект (YouTube-канал , изобразительное искусство, музыка) становится более успешным, внутри растущей фанбазы или сообщества возникает общее чувство гордости и товарищества. Я до сих пор помню первое видео Smosh, которое я посмотрел и выложил на своем сайте на Piczo.

Такие платформы, как Patreon, позволяют людям поддерживать проекты начинающих инди-создателей. Некоторые из этих людей и вовсе не ограничиваются финансовой поддержкой и тратят свое время на активное распространение информации. Однако, за исключением, возможно, эксклюзивного контента или возможности пообщаться с автором, у них нет реального стимула тратить свое время, кроме того факта, что они ценят проект и хотят, чтобы он развивался.

А что если существовала бы система, которая позволит членам сообщества получать реальную выгоду от успеха проекта и вознаградит наиболее ценных участников?

Идея токенов сообщества заключается в том, что создатели могут позволить множеству людей стать совладельцами проекта и дать им стимул совместно развивать этот проект. Вместо запутанной сети посредников, которые процветают за счет художников и кураторов, у нас теперь есть технология для экспериментов с более прозрачными, инклюзивными и открытыми механизмами передачи и накопления ценностей.

Теперь создатели могут напрямую взаимодействовать со своими поклонниками, в том числе финансово. Сообщество может высказывать свое мнение и у него есть больше шансов быть услышанным. Могут быть разработаны механизмы для вознаграждения участников, которые привносят в проект наибольшую ценность. А сообщество может получать выгоду за счет владения токенами и их обмена на физический продукт. Создатель превращается из отстраненного субъекта, скрывающегося за завесой корпоративных интересов, в активного участника своего собственного сообщества.

Это процесс демистификации, который происходит между художником и его аудиторией. Большинство известных нам на сегодняшний день социальных токенов это токены ERC-20 на Ethereum. Это означает, что ими можно свободно торговать на блокчейне.

Естественно, существует рынок для этих токенов, и есть люди, которые участвуют в рыночной активности, не являясь при этом частью самого сообщества. Но те, кто получают токены за счет активного участия, вкладывают в проект не свои деньги, а свое время и приверженность идее. Для них владение токенами сообщества или социальными токенами означает выбор сообщества, которое предоставляет преимущества тем, кто удерживает или использует эти токены.

Токены – это в большей степени инструмент, нежели инвестиция. Например, в многоуровневой модели членства, если в вашем кошельке есть X токенов, вы можете присоединиться к приватному каналу в Discord. В нем вы получаете доступ к эксклюзивному контенту, ранним релизам автора, а также можете принять участие в розыгрышах и прочих активностях. Поскольку в блокчейне легко проверить право собственности, не составляет никакого труда установить – соответствует ли ваш кошелек требованиям.

Вот что написал RAC, когда на прошлой неделе анонсировал выпуск токена сообщества:

«Художники исторически были лишены возможности определить истинную ценность своих произведений из-за огромного количества посредников, таких как корпорации и платформы, которые устанавливают монополию на владение творчеством. Я много лет был очарован криптографией и ее возможностями за пределами валют.  И я верю, что она может создать новую парадигму творческой собственности и взаимодействия непосредственно между художниками и их сообществами.  Это то, чего я хочу добиться с помощью $RAC. Я хочу передать эту парадигму в руки моего сообщества.

$RAC – это созданный на Ethereum токен, который я хочу раздать фанатам, которые поддерживают проект RAC и хотят развивать его вместе со мной. Вознаграждая самых преданных поклонников, мы можем создать сообщество, в котором токены открывают доступ к различным привилегиям и эксклюзивному контенту. Криптография позволяет сообществам владеть той ценностью, которую они привносят в творческий проект, вместо того, чтобы быть монетизированными с помощью уже существующих платформ. $RAC – это активный эксперимент, направленный на расширение возможностей этих инструментов».

Токены $RAC

Когда сегодня артист заключает контракт с лейблом, компания, по сути, делает ставку на успех артиста, предоставляя в обмен свои услуги. Таким образом, они становятся владельцами части проекта, чтобы вернуть свои вложения с огромными процентами.

Как бы выглядел мир музыканта, в котором звукозаписывающий лейбл это его сообщество?

Другими словами, что будет, если поклонники смогут дать художнику аванс на выполнение его работы?  Конечно, создатель должен быть ответственен за то, чтобы довести работу до результата. Но как только доверие к автору установлено, почему бы вам не стать владельцем части проекта, если он вам нравится? Если люди могут купить акции компании, почему бы не купить акции творческого проекта?

Еще несколько лет назад многие из этих концепций существовали лишь в теории, как отдельные примитивы. Сегодня инфраструктура web3 все еще далека от совершенства. Однако, мы находимся на этапе, когда мы можем начать внедрять эти примитивы в виде кода, компоновать их как строительные блоки, и проводить множество экспериментов, чтобы увидеть, могут ли поддающийся проверке дефицит, динамика открытого рынка и цифровая дистрибуция нивелировать социальные и экономические недостатки устаревшей системы.

NFT и программируемое искусство

Такие проекты, как Async Art, расширяют границы владения цифровым искусством и позволяют коллекционерам непосредственно влиять на сам продукт. Создатель устанавливает ряд параметров, которые могут быть изменены владельцами различных “слоев” его NFT.

Итак, допустим, пять коллекционеров владеют пятью различными аспектами картины, на которой нарисовано дерево. Один коллекционер может выбрать, чтобы плоды на дереве созрели, другой может менять местами части дерева, а третий может управлять погодой… Таким образом, произведение в целом становится коллективным самовыражением автора и группы коллекционеров, которым небезразлично это произведение и которые готовы купить его часть.

Программируемое искусство

Рынок NFT произведения The Dice of Destiny and the Hand that Feeds

Слои NFT

“Слои” произведения The Dice of Destiny and the Hand that Feeds

Художник Мэтт Кейн, наряду с собственным творческим видением, использует в своей работе алгоритмы для создания уникальных, сложных цветовых сочетаний и узоров. Владельцам его токенизированных произведений открыт доступ в “зону для коллекционеров”, где публикуется эксклюзивный контент и артефакты, созданные в процессе работы над произведением.

Чтобы войти в систему, коллекционер использует свой криптокошелек для подключения к сайту, который затем определяет, владеет ли человек NFT. Если человек решит продать произведение, следующий его владелец автоматически получит доступ в зону для коллекционеров.

Будет интересно понаблюдать за тем, как больше создателей начнут использовать токенизированный доступ, чтобы разработать механизмы поощрения активности своего сообщества, со временем развивая и поддерживая близкие отношения со своими поклонниками так, как никогда не удавалось крупным платформам-посредникам.

NFT Мэтта Кейна

Некоторые из работ Мэтта Кейна, представленных на его сайте

NFT и общие виртуальные пространства

Ранее я писал о невзаимозаменяемых токенах и NFT-проектах, которые сегодня расширяют границы возможного. Давайте на мгновение вернемся к виртуальным участкам земли в виде NFT. Сегодня модель владения этими виртуальными пространствами проста: один человек владеет NFT, представляющим собой участок земли, и имеет право строить что-то на этой земле, передавать другим право на строительство или продавать ее на открытом рынке.

А что произойдет, если таким виртуальным пространством будет владеть сообщество людей?

Децентрализованные автономные организации (DAO) – это сообщества людей, объединенные общей целью, которые могут принимать коллективные решения о том, как распределять средства из общего пула ресурсов. DAO могут совершать коммерческие инвестиции или предоставлять гранты для проектов, со схожими целями. Они могут также предоставлять различные услуги или курировать цифровое искусство.

Виртуальные участки земли Cryptovoxel – это NFT в блокчейне Ethereum. Сегодня там открываются художественные галереи, строятся впечатляющие сооружения, проводятся еженедельные встречи и даже есть свой женский клуб. И даже проводились мировые “Металимпийские” игры! 😲

Что происходит, когда группа художников и кураторов совместно приобретает участок виртуальной земли, чтобы построить на нем галерею, и принимать коллективные решения о том, какие экспонаты выставлять или какую концепцию выбрать для следующей выставки? Любой желающий может ввести в своем браузере URL-адрес чтобы попасть на выставку и посмотреть или даже приобрести экспонаты. Это могут быть цифровые произведения искусства или токены представляющие цифровой или даже физический продукт, на который их можно обменять.

Первый эксперимент с такой коллективной виртуальной собственностью –это токен ZOO. $ZOO дает частичное владение участком земли на Cryptovoxel, который представляет Бронксский зоопарк. $ZOO также используется в качестве токена управления, благодаря которому владельцы могут голосовать за то, что делать с казной сообщества. Через несколько месяцев участок будет выставлен на аукцион, и держатели токенов $ZOO смогут претендовать на пропорциональную часть дохода от продажи. Вот как сейчас выглядит зоопарк…

Коллективная виртуальная собственность NFT $ZOO

Посмотрите видео с прошедшего недавно WIP Meetup!

 Эта тема заслуживает отдельной серии статей, поэтому я отложу ее на потом. Но если это вам интересно и вы хотите познакомиться с результатами недавнего мозгового штурма по NFT, вы можете зайти на Untitled Hackathon.

Заключение

Дэвид Боуи заметил, что в музыкальной сфере в 90-е годы не было ни одного исполнителя с таким же “брендом”, какой был у “Битлз” в 60-е годы или у Элвиса в 50-е. В 90-е годы люди коллективно вливались в разные жанры: хип-хоп, гранж, girl power. Все большую важность приобретали аудитория и культура какого-либо жанра. На рейвах диджеи взаимодействовали с аудиторией и реагировали на то, что делает толпа. Это было уже не одностороннее общение. Это был опыт, который создавался коллективными усилиями диджея и его аудитории.

Боуи хорошо понимал связь между художниками, их поклонниками и культурой. Он рассматривал Интернет как площадку для искусства. И очень хотел увидеть, какой будет “новая парадигма” взаимодействия между художниками и зрителями в “сером пространстве” между ними.

Сегодня у нас есть огромный выбор средств, чтобы изучать и развивать различные аспекты своей личности. Мы можем быть профессионалами в LinkedIn, гурманами в Instagram, комиками в TikTok, мотивационными спикерами в Twitter, анонимными оппонентами на Reddit. Точно так же мы можем легко общаться с людьми, которые разделяют наши интересы, и сотрудничать с ними для достижения общей цели.

Интернет позволил нам совместно создавать значимые вещи с людьми, которых мы, возможно, никогда не встретим в реальной жизни. Мы можем, например, вместе поддерживать YouTube- канал, который соберет в итоге миллионную аудиторию, или привлекать всеобщее внимание и внушительное финансирование для какого-то общего дела. С помощью web3 мы теперь можем обмениваться не только информацией, но и ценностью, и это дает нам возможность совместно создавать и развивать творческие проекты и “владеть” частью их успеха.

Мы будем продолжать исследовать странные и удивительные вещи, расцветающие там, где пересекается искусство и широкая аудитория его ценителей. Читайте материалы об NFT на нашем сайте! Кто знает, может быть, после прочтения этих статей у нас образуется обсуждение, которое откроет что-то новое в “сером пространстве”.

А теперь я оставляю вас с человеком, вдохновившим меня на эту статью:

С оригинальным материалом вы можете ознакомиться здесь.

Присоединяйтесь к нашему DAO, где мы совместно вкладываем в новые криптовалюты:

Знаете как еще применяют блокчейн, NFT и криптографию в творчестве? Расскажите об этом в комментариях!

© Материал подготовлен для сайта рейтинга КРИПТОБИРЖ и может быть открыто распространен с указанием авторства.
Автор статьи:
Андрей Якуби
Открыть счёт
  • Наша методика расчета рейтинга учитывает следующие параметры: объем торгов за 24 часа, индекс доверия и соотношение числа положительных отзывов к общему числу отзывов.