Влияние NFT и других активов на творческую деятельность
В сегодняшнем эпизоде подкаста от a16z мы поговорим об экономике творчества. Мы обсудим, как NFT (и не только) помогают художникам, музыкантам, писателям и другим деятелям искусства найти дополнительные источники дохода и по-новому взаимодействовать со своими фанатами.
Сразу отметим, что помимо NFT важной частью экономики творчества являются социальные токены. В отличие от NFT (невзаимозаменяемые токены, где каждый экземпляр уникален), социальные токены, как правило, взаимозаменяемы (это значит, что все токены идентичны и имеют одинаковую ценность).
Рекомендую послушать эпизод “All About NFTs”, где мы c Сонал Чокши, Джесси Уолденом и Линдой Кси более подробно объясняем что такое NFT. Если вам и этого мало, то у нас есть неплохая подборка статей по этой теме.
Ведущий нашего сегодняшнего подкаста — Крис Диксон, криптоинвестор и генеральный партнёр фонда a16z. Компанию ему составит Кевин Чоу, основатель компании интерактивных развлечений Kabam и платформы для запуска социальных токенов Rally. Также в дискуссии поучаствует Джесси Уолден, учредитель музыкального протокола Mediachain, впоследствии приобретённого компанией Spotify. Сейчас Джесси работает над собственным венчурным фондом, под названием Variant.
Вместе они обсудят, как деятелям искусства извлечь выгоду из NFT и социальных токенов, а также поговорят о том, какие варианты взаимодействия между автором и поклонниками предлагают эти классы активов.
Редакция Криптобиржи.рф предлагает вам ознакомиться с переводом подкаста в текстовом формате. Аудиоверсию на английском языке можно найти по этой ссылке.
Начнёт Крис с разговора о том, как зарождалась индустрия токенов для сферы творчества, на каком этапе она сейчас и какую роль в ней сыграли геймеры и игровая сфера.
Биржа Binance в июне 2021 года открыла маркетплейс NFT, зарегистрируйтесь сейчас по уникальным условиям — кэшбэк от 10% до 20% (зависит от секции биржи) — воспользоваться можно будет позже:
Развитие сферы NFT и игровых токенов
Крис: Мы с вами, а также наши друзья обсуждаем всё это уже довольно долго. Сейчас в индустрии [токенов для сферы творчества – прим.ред.] много всего происходит и думаю, что в скором времени она обретёт более понятные черты, станет более мейнстримной.
Уже сейчас, если спросить обычных людей, которые не работают в этой сфере, знают ли они что-либо об NFT, то, скорее всего, они ответят – да, что-то слышали. Но ты, Кевин, занимаешься противоположными вещами, правильно? Ты ведь работаешь над взаимозаменяемыми токенами; теми токенами, которые будут полезны различным интернет-сообществам? Я проведу некую параллель с современной игровой индустрией для тех, кто незнаком с понятиями взаимозаменяемых и невзаимозаменяемых токенов. Возьмём для примера игру Fortnite. Несмотря на то что играть в Fortnite можно совершенно бесплатно, в игре всё равно присутствует внутриигровая валюта. В Fortnite она называется V-Bucks, и за неё вы можете купить огромное количество внутриигровых товаров, например, скины, игровые эмоции, какие-то предметы и так далее. Условно можно сказать, что валюта V-Bucks — это социальный (взаимозаменяемый) токен игры Fortnite, а внутриигровые товары — это NFT (невзаимозаменяемые токены).
Вообще, я считаю, что люди из игровой индустрии лучше других понимают, как по-настоящему увлечь людей; благодаря этому игры обретают бешеную популярность, а игровые студии зарабатывают неплохие деньги. Идеи вовлечённости сообщества и взаимодействия с цифровыми активами, которые формировались в игровой индустрии, наверное, с десяток лет, постепенно выходят за игровые рамки и распространяются по всему интернету. Наверняка интернет-сообщества что-то позаимствуют у индустрии игр напрямую, но будут и кардинальные различия — по крайней мере в том, что интернет-сообщества не ограничены каким-то одним виртуальным миром или пространством.
Как мне кажется, NFT только приоткрывают завесу того, как изменится взаимодействие людей в интернете; надеюсь, что помимо NFT нас ждёт ещё много других технологических открытий.
Кевин, как, по твоему мнению, будет развиваться эта индустрия в ближайшие годы?
Кевин: Игровой мир по-своему уникален, потому что только там можно встретить настолько вовлечённые онлайн-сообщества со своим набором фишек и средств общения. Знаешь, ещё до социальных сетей, задроты типа меня собирались, организовывали кланы и рубились в различные игрушки. И надо отметить, что мы были крайне озабочены тем, как выглядят наша броня, наше оружие и другие штуки; нам было важно знать, что о нас думают другие участники нашего сообщества и как мы выглядим в их глазах. Теперь нам не нужна для этого специальная игра по типу World of Warcraft, EverQuest или какой-то другой. Сейчас у нас есть Twitter, Facebook, Snapchat и TikTok. Всё это вылилось за рамки игрового мира и теперь происходит в социальных сетях, на форумах, буквально повсюду.
Если взаимодействие между людьми будет происходить на блокчейне, то весьма интересно, как убедить людей пользоваться NFT, социальными токенами и другими вещами повсеместно…
Крис: Джесси, у тебя довольно большой опыт в музыкальной индустрии. Её совокупный доход где-то на уровне 20 миллиардов долларов, в то время как доход игровой индустрии примерно ~ 150 миллиардов. Можно сказать, что доход музыкальной индустрии практически не вырос с момента повсеместного распространения интернета. Почему у музыканта не может быть собственного сообщества на Youtube или Twitch, по аналогии с игровыми сообществами? Вместо того чтобы убивать нарисованных персонажей, участники могли бы слушать музыку и общаться на интересующие их темы. Почему у музыкантов отсутствует такая возможность, которая есть, например, у игровых блогеров? Это определённо не связано с отсутствием вовлечённости, потому что музыкой, возможно, увлекаются даже больше, чем играми.
Джесси: Надо отметить, что на месте осталась только сфера музыкальной записи, в то время как концертная индустрия заметно выросла за прошлые годы. Так что – да, дело не в отсутствии вовлечённости — спрос на музыкантов определённо присутствует.
Крис: То, чем занимаются музыканты — это монетизируют дополнительную услугу, верно? Они предоставляют их творчество в интернете практически бесплатно, а за офлайн-мероприятия взимают плату; примерно как разработчики, когда делают две версии одного приложения — бесплатную и премиум, с дополнительными функциями… но ведь музыкантам никто не мешает сделать своё цифровое творчество ограниченным, редким?
Джесси: На данный момент у них для этого недостаточно инструментов. Из-за распространения mp3-формата и пиратства, музыка в интернете стала практически бесплатной. Затем в дело включился Spotify, предоставив пользователям чрезвычайно удобный сервис, но одновременно с этим лишив музыкантов ценности их творчества, убирая из уравнения такой элемент, как редкость. С этим борются NFT, фактически переизобретая такое понятие, как редкость цифровых товаров. NFT пытаются дать поклонникам новый способ поддерживать своих кумиров; финансировать те начинания, которые они действительно ценят. У NFT, на самом деле, просто необъятный потенциал — с их помощью можно организовывать закрытые сообщества, использовать их как доступ к товарам или услугам и ещё куча всего; помимо этого NFT помогают вникнуть в концепцию социальных токенов.
Чтобы лучше описать, как я представляю взаимодействие социальных токенов и музыкальной индустрии, приведу одну аналогию. У большинства знаменитых исполнителей есть свои фан-клубы, верно? Если фанат приобретает членство в таком клубе, то перед ним открываются какие-то дополнительные возможности, недоступные остальным: билеты на закрытое выступление, проходки за сцену или что-то подобное. Прямо сейчас у нас нет цифрового эквивалента этой системе и, возможно, ею станут именно социальные токены. Возможно, что доступ к сообществу какого-либо музыканта будет только у держателей токена, и благодаря ему они будут получать дополнительные плюшки.
В крипте много людей любят хвастаться тем, как рано они купили биткоин. Это своего рода маркер, которые показывает, насколько ты погружён в индустрию, насколько ты OG. Такое поведение часто можно встретить и вне крипты — фанаты инди-музыки тоже любят рассказывать о том, как долго они слушают определённую группу. Теперь, с помощью социального токена можно будет это доказать и даже заработать на этом.
Применение в реальном мире
Крис: Кевин, можешь объяснить немного подробнее про то, как всё будет происходить на практике? Как именно пользователи смогут взаимодействовать с NFT и социальными токенами?
Кевин: Перед этим нужно ответить на несколько вопросов. Первый — насколько просто будет взаимодействовать с NFT или социальным токеном рядовому пользователю, незнакомому с понятием блокчейн? У различных проектов мнение на этот счёт отличается. Некоторые выбирают криптонативный подход, при котором все операции происходят на блокчейне: пользователи вынуждены устанавливать некастодиальный кошелёк, подписывать транзакции, платить комиссии и всё в этом роде. Мы в Rally, напротив, пытаемся максимально упростить использование блокчейн-приложения. Наша задача — убедить пользователя в том, что он использует привычный интернет-сервис, не отталкивая загруженностью блокчейна. Другие сервисы, например, Zora, пытаются обучить пользователя, предлагая только тот инструментарий, который ему под силу на данном этапе.
Подходов к созданию приложения на блокчейне действительно много и я бы не сказал, что какой-то из них хороший, а какой-то плохой. Музыканты и другие знаменитости сами выберут сервис, с которым готовы сотрудничать и куда хотели бы привлечь свою аудиторию.
Второй вопрос в том, как я смогу использовать то, что я купил? Например, я купил NFT. Окей, здорово, активы у меня на кошельке и я, например, могу скинуть ссылку на свой MetaMask и ограниченный круг людей сможет полюбоваться моей коллекцией. Но как мне показать их всему остальному сообществу, для которых моя коллекция действительно что-то значит? По этой части разработчикам предстоит проделать ещё немало работы.
Но что, по моему мнению, более важно — это то, как люди будут использовать свои невзаимозаменяемые токены. Я не сомневаюсь, что через пять лет или даже раньше, пропуск за кулисы будет в формате NFT. Охранник остановит вас у бархатного каната — вы покажете ему QR-код необходимого NFT — и он пропустит вас за сцену.
Крис: В этом случае NFT будут просто цифровым эквивалентом билета за кулисы? Я слышал, что у NFT может быть сразу несколько применений. Например, они могут быть одновременно как красивой картинкой, билетом за кулисы, так и инвестицией. Правильно я понимаю?
Кевин: Да, нет никаких причин утверждать, что у NFT будет только одно применение. NFT, несомненно, можно рассматривать с инвестиционной точки зрения — можно оценить её привлекательность среди сообщества, определить, какую фанаты будут готовы платить цену и так далее. Но никто ведь не говорит, что после своего использования в качестве, например, того же пропуска за кулисы, NFT исчезает. Конечно, автор может внедрить функцию сжигания или что-то типа того, но не думаю, что это будет сильно распространено. Гораздо лучше будет, если NFT после своего прямого использования останется у фаната. И спустя год, или пять лет, у владельца NFT будет подтверждение, что он был на этом концерте, что он был фанатом ещё до того, как об этой группе узнали остальные. В этом случае NFT можно рассматривать как предмет коллекционирования.
Давайте ненадолго вернёмся к игровой индустрии. В некоторых онлайн-играх игрокам нужно собирать игровые предметы, а затем комбинировать их между собой. Одной их наиболее популярных механик является собрать несколько разных предметов и получить за них один ценный. Эту механику можно перенести и к сфере NFT. Поклонники могут собрать в свою коллекцию трек в формате NFT; пропуск за кулисы, который доказывает, что ты присутствовал на концерте; NFT-копию виниловой пластинки; и затем объединить все свои NFT в один, тем самым получая совершенно новый актив.
Таким образом, у фанатов, помимо стандартной покупки, будет ещё один способ заполучить NFT в свою коллекцию. Автор может сказать своей аудитории, что если вы соберёте такой-то набор, то получите особенную NFT, которая даётся только самым преданным фанатам.
Интероперабельность цифровых активов и проблемы с безопасностью
Джесси: Раз уж вы заговорили о вариантах применения, то важно упомянуть, что NFT — программируемый класс активов. Именно благодаря своей программируемости у NFT может быть так много применений. Кроме этого, NFT очень просто перемещать внутри блокчейна, потому что у вас нет никаких ограничений, ровно так же как и при отправке биткоина. NFT на 100% ваши и только вам решать, на какой платформе или каком кошельке их хранить. Выходит, что именно из-за своей программируемости и портативности NFT обладают столь широким функционалом. Причём даже необязательно, чтобы разработкой нового функционала занимался изначальный автор NFT. Код открыт для всех, так что сторонний разработчик может взять тот же “NFT-пропуск-за-кулисы” или социальный токен и добавить ему какую-то совершенно новую функцию.
Крис: Думаю, когда люди начнут это понимать, индустрия сильно поменяется. Сейчас, если вы покупаете какой-то предмет искусства на площадке типа Foundation или приобретаете баскетбольный момент на сервисе NBA Top Shot, вы ограничены их использованием только на одной площадке. Но поскольку эти объекты находятся на блокчейне и могут быть свободно перемещены, со временем начнут появляться сторонние проекты, которые будут задействовать NFT других компаний в своей экосистеме. Думаю, совсем скоро мы увидим финансирование тех проектов, которые наделяют NFT новыми вариантами использования, например, добавляют игровые механики или другие интерактивные элементы.
Если смотреть шире, то мы сейчас наблюдаем сдвиг парадигмы. Web1 и Web2 были построены вокруг приложений. Web3 же будет построена вокруг цифровых предметов, а приложения будут выполнять лишь второстепенную функцию.
Кевин: Сейчас мы наблюдаем за взлётом проекта NBA Top Shot и блокчейна Flow. Помимо них, у нас есть OpenSea, Zora и несколько других Ethereum-площадок. Ещё начинают появляться решения второго уровня, разработанные специально для взаимодействия с NFT. И мне интересно, как появление всё большего количества платформ и блокчейнов повлияет на интероперабельность цифровых активов?
Джесси: Я считаю, что интероперабельность точно не проблема в случае с социальными токенами. Их гораздо проще перемещать из блокчейна в блокчейн, поскольку эти активы взаимозаменяемы. Что касается NFT, тут дела обстоят немного сложнее. Одна из вещей, которая делает NFT ценным — это его уникальность, его редкость, и поэтому люди всегда будут обращать внимание на оригинальное происхождение NFT. Мне интересно, будет ли такой блокчейн, на котором минт NFT будет считаться подлинным, а минт на остальных посчитают вторичным…
Крис: Разве нельзя построить мост между блокчейнами, который сохранит оригинальное происхождение актива?
Джесси: Да, думаю это может быть хорошим решением. Вообще, я верю в то, что когда-то любой цифровой актив будет представлен в формате NFT: все фото на iPhone, все игровые предметы и так далее. И мне кажется, нет особого смысла помещать все эти активы на блокчейн типа Ethereum, который весьма дорогой ввиду высокого уровня защищённости. Гораздо лучше будет поместить их сначала на сайдчейн, а затем, если они начнут обретать какую-то социальную или финансовую ценность, переместить в основную сеть. Если у вас есть NFT момент Леброна, который стоит более миллиона долларов, вы, вероятно, не захотите отправлять его на какой-то сайдчейн, а захотите переместить его сразу в основную сеть Flow, ввиду её большей безопасности. Таким же образом можно поступать и с другими активами, которые начинают обретать некую ценность.
Крис: С моей точки зрения, нас ждут разные блокчейны для разных задач. Если не брать в расчёт Bitcoin, то прямо сейчас Ethereum — это самый защищённый блокчейн. Но за защищённость приходится платить. Каждый раз при взаимодействии с сетью Ethereum, пользователь платит приличные комиссионные. Я могу себе представить, что вся активность будет происходить на блокчейнах, по типу Rally или Flow, но когда актив станет особенно ценным, его переместят в “хранилище” на Ethereum.
Многие считают, что в конечном счёте останется только один блокчейн. Они смотрят на это так: либо Ethereum, либо Flow. Но я считаю иначе. Взять даже компьютерные вычислительные ресурсы — пропускную способность интернет-соединения, мощность процессора и любые другие — спрос всегда в десятки раз превышал предложение. Сеть Ethereum может со временем значительно измениться — добавится шардинг, механизм proof-of-stake, запустятся Optimism и другие решения второго уровня, разработчики придумают какие-то новые механизмы… и вот внезапно комиссия сети уже составляет десять или даже пять долларов.
Я говорю о том, что вы платите за саму возможность пользоваться блокчейном. По определению пользоваться системой, которая придерживается механизма консенсуса всегда будет чуть дороже, чем системой, придерживающейся централизации. То, что ты, Джесси, упомянул – как сохранить оригинальность NFT при перемещении между блокчейнами – это очень интересный вопрос. Здесь для предпринимателей открывается возможность построить какое-то абстрактное блокчейн-решение, знаешь, что-то типа компании Stripe, но только для NFT. С её помощью можно будет взаимодействовать с NFT, не придавая большого внимания блокчейну, на котором это взаимодействие на самом деле происходит. Пока такого продукта на рынке ещё нет, как и многих других. Так что предпринимателям определённо стоит посмотреть в сторону цифровых активов.
Джесси: Давайте немного поговорим о взаимодействии между NFT и социальными токенами. Приведу один пример — автор с площадки Mirror выпустил статью в формате NFT. Ещё перед её написанием он запустил краудфандинг, буквально сказав своей аудитории следующее: “Если вы хотите прочесть эту статью, то поддержите меня”. Конечно же, сбор средств происходил через криптовалюту. После того как автор выпустил статью, участники краудфандинга получили не только возможность её прочесть, но и право собственности на неё, то есть, другими словами, долевое владение статьёй в формате NFT. Подтверждение владения осуществлялось с помощью взаимозаменяемого токена Essay. Что круто, Essay со временем стал социальным токеном этого автора, дав держателям токена доступ к закрытому дискорд-каналу. Затем держателям токена стали доступны и другие плюшки, например, они могли посоветовать автору тему для следующей статьи и так далее; то есть способы применения токена продолжили расширяться. В этом случае можно сказать, что социальный токен возник как дериватив от NFT; а уже затем, благодаря программируемости, о которой мы говорили, добавились какие-то другие функции. Мне бы хотелось узнать, может вы сталкивались с чем-то подобным?
Фракционализация NFT
Кевин: Знаешь, это звучит немного комично. Всё начиналось именно со взаимозаменяемых токенов — биткоина, эфира и других. Затем в качестве абсолютно нового элемента криптоиндустрии были придуманы невзаимозаменяемые токены. И что мы видим сейчас? Разработчики берут эти невзаимозаменяемые токены, делят их на части, и делают каждую часть взаимозаменяемой. Интересный поворот, не так ли?
Я считаю, что все эти странные решения возникают из-за неясностей по части регуляторной политики, особенно здесь в США. Если бы мы, скажем, могли взмахнуть волшебной палочкой и определить чёткую границу закона — чем можно заниматься, а чем нет — то, думаю, что в этом случае более широкое распространение получили бы именно взаимозаменяемые токены. Мне кажется, что с их помощью проще организовать сообщество, потому что у вас есть взаимозаменяемый актив, который легче поддаётся обмену.
Крис: Здесь я не совсем с тобой согласен, Кевин. Я считаю, что выбор построить своё сообщество вокруг взаимозаменяемых или невзаимозаменяемых токенов полностью зависит от самого сообщества. Я имею в виду, что все люди разные — у всех разный технический и финансовый бэкграунд. Несомненно, есть люди, которые имеют природную тягу к взаимозаменяемым токенам, но не думаю, что мир состоит только из них. Наверняка многим ближе тематика NFT, потому что для них все эти картинки или гифки просто более понятны.
Очень интересная тема, потому что она касается культуры, а не просто заработка.
Кевин: Я полностью с тобой согласен, Крис. Я ни в коем случае не говорю, что взаимозаменяемые токены лучше, чем невзаимозаменяемые. Я говорил конкретно о той ситуации, когда берётся невзаимозаменяемый токен и делится на какое-то количество взаимозаменяемых. Если такое начинает происходить, то…
Крис: Возьмём для примера проект CryptoPunks. Как оказалось, это просто замечательный способ построить уникальное сообщество. Есть набор из десяти тысяч панков, каждый из которых имеет свою отличительную черту, тем самым у каждого владельца – свой персонаж. Для многих людей криптопанки стали показателем, что лучше организовать сообщество из десяти тысяч аутентичных персонажей, нежели из десяти тысяч одинаковых, скучных … знаешь, это как сравнивать Youtube и Excel.
Кевин: Каждый панк уникален и чем-то отличается от другого, верно? При этом люди очень ценят характеристики и качества своего персонажа. Насколько я помню криптопанки — это невзаимозаменяемые активы, правильно? Каждый панк своего рода отдельный предмет искусства.
Крис: Да, конечно, панки невзаимозаменяемые, но это не мешает им создавать вокруг себя сообщество, где каждый участник чувствует связь с другим. Есть только два варианта: ты либо в сообществе панков или нет. И вообще, я затеял этот разговор, потому что ты упомянул о регуляторных ограничениях и о том, почему люди отдают предпочтение NFT. Думаю, что для этого есть уйма причин.
Что мне нравится в социальных токенах, так это то, что у них может быть масса применений. Они тоже могут выступать в роли билета за кулисы вашей любимой группы, но также с их помощью можно покупать NFT, делать пожертвования и участвовать в экономической жизни сообщества в целом. Либо можно найти социальным токенам совершенно другое применение: допустим, вы прекрасно разбираетесь в музыке и знаете, кто взорвёт сцену в ближайшем будущем. Теперь, с помощью социальных токенов можно будет на этом заработать, просто купив токен группы раньше, чем это сделают другие. И то, что у социальных токенов может быть настолько много совершенно разных применений — это очень круто.
Теперь фанаты, которым по душе искать новые многообещающие группы, будут покупать их социальный токен, тем самым финансово поддерживая музыкантов. Благодаря поддержке ранних сторонников, исполнители будут чаще выпускать музыку, привлекая всё больше фанатов. Такая инвестиционная деятельность идёт на пользу абсолютно всем участникам рынка. При этом такая модель радикально отличается от традиционной, где какой-то инвестор покупает права на работу музыканта, а затем продаёт музыку поклонникам. Совершенно новая модель, понимаешь, о чём я?
Кевин: Да, прекрасно понимаю.
Крис: Как по мне, такой подход гораздо лучше традиционного.
Цифровые активы и творчество музыкантов
Кевин: Мы недавно говорили о том, что интернет можно рассматривать как технологию, которая позволяет избавиться от посредников, но думаю, что крипта даже больше подходит под это определение. Раз мы начали говорить о музыкантах, то возьмём для примера исполнителя Chance The Rapper. Он, наверное, один из первых начал задумываться о том, как сохранить буквально все права на своё творчество. И со временем к этому приходят и остальные исполнители: они начинают понимать, что им не нужны посредники, ведь всё, что им нужно, они могут получить от своих фанатов. Теперь, чем больше музыканты фокусируются на своих фанатах, тем больше отдачи получают и более успешными становятся. Потихоньку все эти штуки, такие как передача прав собственности, услуги лейблов и издателей отходят на задний план. Вместо этого исполнители больше начинают думать о том, как заручиться поддержкой фанатов и создавать музыку, которую действительно ценят.
Крис: Кроме того, когда фанаты заинтересованы финансово, они становятся просто машиной для пропаганды исполнителя, в которого они вложились. Теперь вместо того, чтобы заниматься рекламой, раскруткой… всеми этими вещами, присущими старой школе… сами фанаты становятся промоутерами.
Кевин: Да, верно.
Крис: Потому что теперь у них есть мотивация, они поставили свои деньги на успех определённого музыканта. И в этом заключается ещё одно отличие криптоиндустрии от всего остального. Рынок, с капитализацией в триллионы долларов, с огромным количеством безумно успешных компаний, бирж и так далее… и практически ни один проект не тратится на маркетинг, потому что все участники рынка финансово заинтересованы и лучше любого агентства способствуют раскрутке проекта. Теперь, с появлением NFT и социальных токенов, такая модель маркетинга станет доступна для музыкантов и других деятелей искусства.
Джесси: Да, можно сказать, что в какой-то степени фанаты становятся частью творческого процесса. У них появляется возможность не только платить за возможность насладиться работой, но и инвестировать в работу напрямую. Думаю, что деятели искусства, которым близка эта идея, найдут способы, как воспользоваться тем, что предлагают цифровые активы. У авторов наконец появится возможность заниматься творчеством не индивидуально, а как сообщество. Причём сообщество, которые не просто общается друг с другом, но и прилагает финансовые и другие ресурсы для достижения общей цели. Можно сказать, что граница между аудиторией и автором контента размывается. Пока это ещё не так заметно, но поверьте, скоро всё изменится.
Кевин: Кажется, продюсер 3LAU двигается в этом направлении. Я слышал, что покупатель первого трека на его будущем альбоме получает не только право собственности на этот трек, но и возможность поработать над созданием этого самого трека вместе с 3LAU.
Что круто при работе с людьми творческих профессий, будь то музыканты, художники, стримеры или блогеры, это то, что у них, как правило, огромное количество идей. Я уверен, что когда они разберутся с тем, как в крипте всё устроено, они найдут ей такое применение, о котором обычные люди и подумать не могли. Они определённо найдут способ избавиться от посредников и придумают какие-то новые варианты взаимодействия с аудиторией. Для этого им нужно поскорее решить технические вопросы и вовлечь в крипту свою аудиторию.
Мне ещё нравится то, что у деятелей искусства появляется такой своеобразный комплексный подход — они могут выпустить NFT, а все операции с ним производить через собственный социальный токен. Допустим, музыканты могут выпустить свой социальный токен и ввести своеобразный рейтинг холдера: чтобы получить доступ к ограниченному релизу музыки, AMA-сессии, онлайн-концерту или сходке в виртуальном мире фанат должен держать на кошельке определённое количество токенов.
С приходом в индустрию NFT может появиться нечто такое: окей, ты держишь определённое количество токенов; ты определённо в нашем клубе, но чтобы получить доступ к этому событию тебе нужно приобрести NFT.
И эта модель может разрастись куда угодно. Художники уже начинают создавать физическую картину и цифровой аналог, а затем объединяют их вместе посредством NFT или социального токена; артисты, которые продают кроссовки и другую атрибутику начинают запускать NFT с дизайном этих кроссовок – причём владелец NFT в любой момент можете обменять свой NFT на реальную пару. Я бы сказал, что уже сейчас происходит много экспериментов с целью объединить физическое и цифровое творчество, а когда деятели искусства смогут добавить в этот процесс свой социальный токен, перед ними откроются действительно бескрайние возможности.
NFT для писателей
Крис: Мы уже обсудили музыкальную и игровую индустрию. Джесси, ты, кажется, что-то говорил про творчество писателей?
Джесси: Да, различные статьи, посты и другие письменные работы интересны тем, что они показывают, как NFT и социальные токены развиваются во всех направлениях и затрагивают абсолютно все сферы творчества. Согласись, что довольно часто мы узнаём о каких-то масштабных идеях через письменный формат, будь то статья в журнале или же пост в чьём-то блоге. Вспомни, например “секретный план Tesla” от Илона Маска — это же абсолютно легендарный пост, который явно будет пользоваться спросом, если выставить его на продажу. Этот пост своего рода олицетворение того, что Tesla подарила миру, и его продажа в формате NFT — это ещё одна инвестиция в успех Tesla, которая значительно отличается от инвестиций в акции компании.
Крис: Согласен, покупатель поста в формате NFT как бы получает копию с автографом, заверенную криптографией. Наверное, это можно сравнить с тем, что… если бы у Томаса Эдисона был свой блокнот и кто-то его купил. С NFT примерно та же история.
Джесси: Именно, поэтому я думаю, что идея воплощать какие-то легендарные цифровые записи в формате NFT имеет право на жизнь. Продажа первого твиттер-поста Джека Дорси только доказывает это, ведь он по сути продал не просто твит, а важную частичку зарождения огромной социальной сети. Я могу представить такую картину будущего: следующий Илон Маск или Джек Дорси публикует свою гениальную идею в формате NFT, а те, кто его поддерживают и хотят, чтобы идея воплотилась в жизнь, покупают NFT посредством краудфандинга, тем самым финансируя реализацию этой идеи. И знаешь, то, что начиналось как простая покупка статей, может перерасти в нечто большее и стать новой моделью, как люди представляют свои идеи миру и получают финансирование.
Крис: Что мне интересно — сработает ли это на практике? Несомненно, какие-то уникальные посты будут стоить огромные суммы, но обычные статьи и близко к ним не приблизятся. Хотя обычному писателю, для поддержания его деятельности, и не нужны такие огромные деньги. Возможно, эффект от NFT для авторов блога и других писателей будет сравним с эффектом от сервиса Substack. Если мы возьмём писателя с миллионом подписчиков в Twitter, который получает доход в Х долларов в год, то при переходе на Substack и привлечения хотя бы одной тысячи своих фанатов он сможет увеличить свой доход в десятки раз. Я говорю о том, что если обычные статьи будут привлекать финансирование, то его должно хватить с головой для покрытия основных потребностей писателя. Думаю, что идея будет пользоваться спросом и мы увидим, как NFT меняют ещё и эту сферу.
Джесси: Да, возможно, всё будет развиваться по аналогии с инвестированием в стартапы. Знаешь, стартапы ведь не привлекают десятки миллионов на своём первом раунде. Сначала они просят чуть-чуть, чтобы обеспечить команду и потихоньку продвигать проект.
Крис: Что-то вроде поэтапной продажи NFT.
Джесси: Ага, точно! Как по мне, сначала автору нужно привлекать совсем немного, чтобы втянуться в процесс; не спеша делать вещи, которые нравятся ему самому. Затем, когда аудитории будет достаточно, можно постепенно повышать планку финансирования и со временем, если автор хорошо держится в рынке, запрашивать какие-то значительные суммы за действительно уникальные материалы.
Крис: В модели, которую ты предложил, помимо NFT автор ведь также может выпустить и свой социальный токен, верно?
Кевин: Да, конечно. Вообще, я рассматриваю NFT и социальные токены как элементы одной общей экономики. Наверное, это идёт из игровой индустрии, где при игре, скажем в Fortnite есть валюта “V-Bucks” и за неё игрок может покупать игровые предметы. Когда мы говорим о таких вещах, как билет за кулисы, статья или что-то ещё, мне кажется, что их лучше представлять в формате NFT.
Однако каким образом люди будут покупать вашу NFT работу? Допустим, первая работа автора продавалась за десять тысяч долларов. Затем, в какой-то момент он решает выпустить социальный токен и деноминировать свой следующий NFT в нём. В этом случае уже рынку решать, сколько работа будет стоить в долларовом эквиваленте.
Социальные токены должны отражать общую экономическую ценность автора, отражать то, как его оценивает рынок. Поэтому автору нужно с умом подходить к тому, что он хочет передать посредством своих NFT и какую ценность для участников несёт его социальный токен. Автору необходимо правильно подобрать, как все эти вещи будут взаимодействовать в его собственной экономике, за которую только он сам несёт ответственность. Определённо такая модель открывает новые возможности перед всеми участниками рынка. Если вы настоящий фанат, то вы купите NFT просто потому, что хотите поддержать любимого автора. Если вы тот, кто ищет многообещающих авторов, то вашей целью будет купить NFT как можно раньше, а затем перепродать и получить прибыль. Возможно, некоторым будут и вовсе не интересны NFT и они будут взаимодействовать лишь с социальным токеном. Я думаю, что в ближайшем будущем мы увидим множество новых пересечений между NFT и социальными токенами, и вся власть наконец перейдёт в руки деятелей искусства.
Роль крупнейших цифровых платформ
Крис: Как вы считаете, какой будет роль крупных технологических компаний в этой новой экономике?
Кевин: Интересный вопрос. В прошлом, когда я запускал проекты на крупных централизованных площадках, например, на платформе Epic, я крайне зависел от правил этой площадки. Джесси, ты работал в Spotify и думаю понимаешь о чём я. Я бы сказал, что разработчики старой школы не совсем ладят с тем, как ведутся дела на крупных традиционных платформах. И мне определённо нравится, что привносит крипта в этом аспекте.
Когда я думаю о запуске нового проекта на Ethereum, у меня прям гора с плеч. В течение десяти с лишним лет мы с командой запускали игры на платформах от Apple, Google и Facebook, и несмотря на кое-какие плюсы, я знаю с чем сталкиваются разработчики — политика платформы постоянно меняется, комиссионные повышаются, а в своде правил чёрт ногу сломит. Возможно, что ваше сотрудничество с централизованной платформой закончится судебным иском за использование не той музыки или чего-то подобного. Короче, это непросто.
Именно поэтому мне и нравится разрабатывать на Ethereum; я знаю, что мне не нужно переживать о том, что в один день “компания” станет публичной и полностью изменит устоявшиеся правила, чтобы удовлетворить нужды инвесторов. Да Ethereum это даже и не компания — у неё нет генерального директора, который управляет всеми процессами. Для меня, как разработчика, идея инклюзивного блокчейна, на котором свои продукты может создавать абсолютно любой человек, стала настоящим подарком.
И в Rally мы стараемся придерживаться этой идеи инклюзивности; мы действительно много работаем, чтобы обеспечить авторов контента лучшими условиями. В Rally именно автор контента, а не площадка устанавливает правила. Наша команда лишь помогает построить бизнес, представить ваш бренд аудитории посредством токенов как взаимозаменяемых, так и невзаимозаменяемых. На уровне протокола мы стараемся обеспечить равные условия для всех участников, при этом оставляя все права на продукт самому автору.
Джесси: Согласен. Происходящее в крипте совсем непохоже на то, как работают традиционные платформы. Кстати, можно взглянуть на это ещё и с другой стороны. Знаешь, традиционные социальные сети, они ведь, по сути, владеют контентом своих пользователей. Это происходит, потому что на этапе регистрации пользователь соглашается с правилами сервиса, предоставляя площадке право монетизировать его контент по их усмотрению. Я сейчас не говорю о традиционном праве интеллектуальной собственности, оно по-прежнему остаётся у автора, но площадка всё равно получает права на монетизацию вашего контента, ничего не предоставляя взамен.
Преимущество NFT и социальных токенов в том, что они помогают авторам контента монетизироваться напрямую, без участия третьих сторон. Так как это и было задумано в Web3. Когда кто-то создаёт NFT, то он загружает работу напрямую в блокчейн, позволяя разработчикам с ней взаимодействовать. Другими словами, блокчейн становится как бы всеобщей библиотекой медиа, которую может использовать любой разработчик с целью создания своего продукта. Но права на медиаработу и все доходы от её монетизации всегда остаются у автора; таким образом, авторы устанавливают свои правила и перестают зависеть от правил традиционных платформ.
Кевин: Помимо этого весь пользовательский контент; продукты построенные на его основе и полученные в процессе метаданные… всё это становится общедоступным
Подумайте вот о чём, у нас есть крупные технологические компании, которые привлекают пользователей в основном за счёт рекламы. Они разрабатывают платформы, где люди создают контент, делятся им с другими участниками, привлекают аудиторию, строят свой бренд и так далее… вокруг всех этих процессов возникает огромное количество метаданных — кто на кого подписан, кому пользователи ставят лайки, делают ретвиты и так далее. Кому сейчас принадлежит эта информация? И кому она будет принадлежать, когда станет храниться на блокчейне? В этом и кроется различие между централизованными платформами и платформами, построенными на блокчейне. Раньше метаданные были закрыты и использовались компаниями исключительно в своих целях, но теперь, благодаря открытому коду блокчейна любой человек может построить свои продукты и сервисы, основываясь на открытых метаданных.
Джесси: Да, понимаю тебя. Сейчас весь контент социальных сетей как бы в 2D, правильно? Вы просматриваете на своём экране изображение и его метаданные, но как только вы переносите изображение на другой сервис, все предыдущие метаданные – создатель файла, его происхождение и другая информация – стираются. Теперь, так как метаданные будут находиться на блокчейне, этой проблемы можно будет избежать. Теперь из формата 2D мы переходим в 3D формат, то есть файлы существуют нераздельно с их метаданными. И этому, несомненно, найдётся множество применений.
Кстати, по тому же каналу, по которому будет передаваться информация о метаданных, может передаваться и полученная ценность. Приведу один быстрый пример, у невзаимозаменяемых токенов есть такая особенность — каждый раз, когда NFT переходит из рук в руки, т.е. перепродаётся, часть дохода идёт создателю NFT. При этом участие создателя не требуется, весь процесс происходит автоматически. Таким образом, при перемещении NFT передаются не только файл и метаданные, но и сопутствующая ценность.
Крис: Отлично. Спасибо за интересную дискуссию, было приятно с вами поболтать.
Кевин: Спасибо, что позвал.
Джесси: Да, было круто.
Оригинал материала на английском языке можно найти по ссылке.
Присоединяйтесь к нашему DAO, где мы совместно вкладываем в новые криптовалюты:Какое применение NFT и социальным токенам можете предложить вы? Делитесь ответами в комментариях.
© Материал подготовлен для сайта рейтинга КРИПТОБИРЖ и может быть открыто распространен с указанием авторства.