DAO для создателей: новая модель кооперативного сотрудничества
В прошлом мы обсуждали, как можно применить концепцию “децентрализованной автономной организации” (DAO) к сообществам людей, которые хотят что-то создавать. В этой парадигме команда или сообщество, заинтересованные в создании чего-либо, реализуют смарт-контракт, в соответствии с которым токены проекта будут предоставляться участникам, клиентам или инвесторам в обмен на их труд или деньги.
Сообщества в Web2 были построены на внутренних стимулах. Сообщества Web3 объединят внутренние механизмы Web2 с внешними стимулами.
Например, группа людей, которые хотят создать коллекцию обуви, могла бы продавать токены своего проекта заинтересованным людям. Эти токены давали бы владельцам ряд привилегий (например, скидки и/или приоритетный доступ к продукту проекта). Также можно было бы дать держателям токенов возможность выбирать дизайн обуви или голосовать за другие проектные решения. Они могут даже обещать держателям токенов долю прибыли, когда проект начнет ее получать.
И, конечно, токены можно было бы перепродать с целью получения прибыли, если, в результате успеха проекта, они вырастут в цене. Токены можно было бы не только купить, но и получить работая над проектом. Дизайнеры, маркетологи, производственные и финансовые эксперты могли бы получить токены в обмен на участие в проекте. Токенизированую награду могли бы получить даже те люди, которые вносят совсем небольшой вклад, например, помогают социальной кампании стать вирусной или дают обратную связь, принимая участие в опросах.
Покупайте, зарабатывайте криптовалюты вместе с редакцией сайта КРИПТОБИРЖИ.РФОсобенности DAO для создателей
Так чем же это отличается от краудфандинга на Kickstarter или платформ типа Patreon? Все три модели имеют много общего. Прежде всего – их основная цель состоит в том, чтобы дать большему количеству людей возможность что-то создавать. Но главное в случае DAO – это понятие собственности.
Вы не просто поддерживаете проект. Благодаря токенам вы владеете его частью. И, в рамках правил смарт-контракта, вы можете свободно использовать токен по своему усмотрению. Вы можете продать его, внести в стейкинг, фракционировать, включить в индекс, использовать всевозможные механизмы повышения ликвидности, доступные в DeFi. Другими словами, в случае с DAO, помимо того, чтобы помочь людям создать то, что вам нравится, вы получаете финансовый стимул. Вы становитесь инвестором. С реальным правом собственности.
В чем же это отличие этой модели от традиционного инвестирования? Опять же, это, во многом, схожие вещи. Инвесторы владеют долей компании и, в зависимости от условий и размера их доли, могут участвовать в принятии определенных решений, получать дивиденды и в какой-то момент продать свою долю. Разница заключается в более ликвидной и гибкой природе токена.
Большинство компаний начинают продавать акции лишь на поздней стадии своего развития, учитывая связанные с выходом на рынок затраты на транзакции, регулирование и координацию. Между тем, акции частных компаний тяжело продать. Либо это сложно в силу каких-либо практических обстоятельств, часто в течение многих лет, либо они могут быть заблокированы по контракту. Токены обычно выпускаются на ранней стадии развития проекта либо при его запуске. Владелец токенов может продать их в любой момент. Потенциальные варианты использования токенов, в целом, ограничены лишь воображением их создателей.
Компаниям, использующим традиционные методы, трудно и накладно вознаграждать людей, которые вносят небольшой вклад в ее развитие. Но с токенами этот процесс становится легче и дешевле. Вы не будете создавать специальную коллекцию обуви только для частных инвесторов. Их слишком мало, чтобы это имело смысл. С токенами это приобретает смысл.
Другими словами, чтобы вовлечь как можно больше людей, DAO создателей объединяют два типа стимулов: социальные и финансовые. Хотя обычно эти стимулы считаются далекими друг от друга.
Например, “традиционный” сайт с контентом никогда не будет рассматривать инвесторов и членов сообщества одинаково или пытаться предложить им единую валюту в качестве вознаграждения за различные виды участия. Это не значит, что до появления DAO создатели контента не считали нужным вознаграждать своих пользователей. Совсем наоборот, особенно в последнее время. Они просто представляли себе совершенно иную систему стимулов, параллельную, но оторванную от системы стимулов для инвесторов. Или, точнее, она была второстепенной по отношению к финансовой системе компании.
Если вдуматься, главной особенностью самых успешных продуктов Web 2.0 было именно это: создание “валют”, которые имели ценность, но не были непосредственно финансовыми. Помните “геймификацию”? Лайки, подписчики, друзья и значки – все это настолько важно для социального интернета, что мы уже почти не замечаем, что все это было изобретением, призванным стимулировать бесплатный труд. Во многих отношениях это было основным направлением развития потребительского интернета в последние несколько десятилетий.
Web2: использование внутренних стимулов
Когда в 2010 году The Huffington Post хотел расширить участие на своей платформе, они использовали модель “бэджинга” (англ. badge – “значок”). Среди всех инструментов и тактических решений, такая, казалось бы, простая модель, как бэджинг стала одной из главных причин роста The Huffington Post. Внутренние стимулы, связанные со статусом и идентичностью в сообществе, стимулировали активность на платформе и вне ее. Чем больше член сообщества участвовал в выполнении поставленных задач, тем больше преимуществ он получал.
Весь этот процесс начался в разделе комментариев. Для поощрения здорового дискурса и повышения вовлеченности, пользователям поручали модерировать обсуждения. За это пользователю выдавался значок модератора. Пользователи с таким значком получали право полностью модерировать дискуссии под всеми статьями, а их комментарии выделялись.
Существовали и другие значки, дававшие дополнительные преимущества. Например, значок “знатока” давал возможность оставлять более длинные комментарии, которые также выделялись. Это заставило сообщество активнее вступать в обсуждения. Это был двигатель роста The Huffington Post. Поддерживая позитивное общение и дискурс на своей платформе, The Huffington Post тем самым увеличил количество просмотров страниц, доходы и рыночную капитализацию.
Это было достигнуто только за счет использования внутренних стимулов. Пользователям дали возможность “зарабатывать” в рамках статусной экономики, которая существовала только внутри веб-сайта. Люди хотели улучшить свою репутацию как комментатора или участника, и платформа дала им возможность это сделать. Какое-то время это работало невероятно хорошо.
Но существовало очевидное внутреннее противоречие. The Huffington Post становилась все более финансово ценной, и главной причиной этого роста был труд мотивированного сообщества. Почему тогда члены сообщества получали только значки, а не деньги? Когда AOL купила The Huffington Post, инвесторы обогатились, а сообщество не получило ничего.
Web3: добавление внешних стимулов
Если бы The Huffington Post использовали вместо “значков” взаимозаменяемые токены, все могло закончиться совсем иначе. Самые ранние и самые активные участники могли получить выплаты при продаже компании. Они вообще могли бы все это время продавать свои токены $HUFF, получая другие ценные активы. Те, кто удерживал токены или покупал больше, могли даже заблокировать продажу компании. Скорее всего, The Huffington Post стал бы совершенно другим продуктом.
Поэтому, возможно, стоит сфокусироваться на том, как DAO могут позволить создать нечто абсолютно новое, а не на том, как они могут изменить уже знакомые нам продукты и компании. DAO открывают нам возможности, лежащие за пределами существующих бизнес-моделей и инфраструктур, создавая новые стимулы для тех, кто хочет поддержать начинающих и/или независимых создателей
Возьмем для примера локальные СМИ, рынок, необходимый для функционирования наших сообществ в реальном мире, но ставший почти недоступным для предпринимателей и инвесторов.
Одна из попыток найти подход к этой задаче – это журнал The Devil Strip из города Акрон, штат Огайо. Столкнувшись с потребностью в финансировании, а также со стремлением сильнее вовлечь свою читательскую аудиторию, этот журнал об искусстве и культуре начал использовать кооперативную структуру. Читатели и работники владеют The Devil Strip:
“Это означает, что мы являемся местной собственностью в самом прямом смысле: читатели The Devil Strip могут стать акционерами. Это означает, что ваш голос будет определять будущее журнала, при условии, что вы резидент штата Огайо. (Мы пока не можем предлагать акции людям за пределами штата по юридическим причинам, но мы приветствуем пожертвования от наших друзей отовсюду!).”
Несмотря на то, что кооперативная структура не часто встречается в средствах массовой информации (по крайней мере пока), данная структура хорошо зарекомендовала себя и широко используется во многих сферах. The Devil Strip может опираться на огромный багаж практических знаний и законов, сформированный за все время использования этой модели. Есть все признаки того, что это сработает. Но, быть может, этот проект сможет работать еще эффективнее как децентрализованная автономная организация?
У DAO и токенов есть два больших преимущества: ликвидность и функциональность. В отличие от краудфандинга, доля в кооперативе не предполагает финансового стимула. Вы не можете продать ее или использовть для извлечения прибыли. Это не обязательно проблема. Возможно, это даже “фича”. В Акроне может быть достаточно людей, которые так сильно любят журнал, что готовы финансировать его бескорыстно. Или из-за социальной выгоды, получая признание за свой вклад в сообщество. А отсутствие финансовой мотивации может побудить коллектив больше сосредоточиться на общественной пользе. Но вполне возможно, что у The Devil Strip было бы значительно больше потенциальных спонсоров, принимающих лучшие долгосрочные решения, если бы внутренние стимулы дополнялись внешними.
Главный вопрос состоит в том, хотим ли мы, чтобы акционеры получали прибыль от своих инвестиций? Это сложный вопрос. Существенное отличие DAO создателей от, скажем, медиа-кооператива, в том, что во втором случае способы получения прибыли для акционеров ограничены, а иногда и вовсе отсутствуют. Токены же можно фракционировать и, например, вносить в стейкинг. У пользователя есть все возможности для обеспечения и ликвидации своих активов. Это делает владение токенами более ценным, чем владение долей кооператива, даже если они предоставляют одинаковые практические и управленческие преимущества. Токены также можно индексировать. Мы можем представить себе индексный фонд или инвестиционный клуб на блокчейне, который инвестирует в DAO создателей по всей стране, обеспечивая таким проектам, как The Devil Strip более надежное финансирование.
Короче говоря, держатели токенов финансово мотивированны увеличивать ценность своих активов и наращивать капитал. Таким образом, можно сказать что DAO создателей – это сообщество, мотивированное прибылью и объединяющее финансовые и социальные стимулы в одной модели.
Заключение: зачем нам нужны DAO?
Большая часть наших социальных и финансовых структур была разработана для того, чтобы стимулировать членов сообщества вносить свой вклад и принимать участие в его деятельности, а также для координации этих процессов. Механизмы стимулирования всегда имели решающее значение для создания здорового и хорошо мотивированного сообщества. Но, исторически, эти системы и механизмы стимулирования были разрозненны и разделены по разным сферам. Существовали политические системы для организации участия в массовых движениях. Корпорации и другие финансовые структуры для организации участия в деловых проектах. И статусные системы для организации участия в общественных мероприятиях.
Теоретически, DAO могут объединить все эти структуры в одно целое. Миссия DAO состоит в том, чтобы сделать всех, кто может быть полезен, частью коллектива, и, предоставить им соответствующее вознаграждение. Для этого они сочетают финансовые стимулы с социальными и политическими. DAO, по сути, создают совершенно новую операционную систему для участия.
И, как и ОС, они позволяют создавать вещи, которые мало кто мог бы представить. Поэтому, стоит рассматривать DAO создателей отдельно от существующих на сегодняшний день структур. “Мышление новичка” это важнейший элемент в развитии нашего мировоззрения и наших продуктов. Изменив представление о том, как можно создавать что-либо, мы не просто улучшим уже существующие модели, но получим возможность создавать абсолютно новые. Да, мы можем взять принципы из журналистики или дизайна и теоретизировать, о том как они могут работать в рамках DAO. Но это ограничивает возможности, которые предлагают нам DAO. Речь идет не о создании уже знакомых нам вещей, а о чем-то качественно новом.
Автор: Джэррод Дикер
С оригинальным материалом можно ознакомиться здесь.
Присоединяйтесь к нашему DAO, где мы совместно вкладываем в новые криптовалюты:Что могло бы вас мотивировать стать участником DAO? Поделитесь мнением в комментариях?
© Материал подготовлен для сайта рейтинга КРИПТОБИРЖ и может быть открыто распространен с указанием авторства.